Казахстанцы с инвалидностью смогут получить квоту на работу в министерствах

Мажилис принял в работу законопроект о введении квоты женщин, молодежи и людей с особыми потребностями при распределении депутатских мандатов в мажилисе и местных маслихатах, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

«Если говорить о распределении депутатских мандатов, то освобожденными депутатами становятся только депутаты парламента, тогда как депутаты маслихатов избираются на общественных началах. То есть 30-процентная квота приведет к появлению лишь 32 рабочих мест для молодежи, женщин и инвалидов на всю страну», — заявил депутат Гани Хамзин.

Между тем количество госслужащих насчитывает 88 тыс человек, а в квазигосударственном секторе действует 809 тыс рабочих мест.

То есть применение той же квоты для госорганов и нацкомпаний, по словам спикера, дало бы не 32 рабочих места, а 269 тыс рабочих мест для молодежи, женщин и граждан с ограниченными возможностями. Почти столько же – 286 тыс человек – насчитывает нигде не работающая и не обучающаяся молодежь (NEET).

«Если молодежь сможет принимать законы, то тем более молодые специалисты способны начинать с самых низов других профессий. А отсутствие массовых перспектив трудоустройства порождает проблему «утечки мозгов», когда выпускники даже лучших вузов, помыкавшись без «агашек» пару лет, вынуждены искать удачу за границей», — говорит депутат.

Так, за три квартала 2021 года Казахстан покинуло 25 332 гражданина, и каждый четвертый из них — в возрасте до 28 лет, многие с высшим образованием.

Между тем в ряде многотысячных нефтедобывающих госкомпаний молодежь составляет всего лишь от 2 до 4%.

Общая численность штатных сотрудников группы фонда «Самрук Казына» составляет 264 200 человек. Из них люди с инвалидностью занимают менее 1%.

«Хотя законом «О занятости населения» предусмотрена квота трудоустройства инвалидов от 2 до 4% рабочих мест, которая почему-то применяется только в отношении МСБ. А на госорганы и нацкомпании у управлений труда, видимо, не хватает ни смелости, ни полномочий. Между тем тысячи молодых людей и казахстанцев с ограниченными возможностями мечтали бы работать в национальных компаниях с перспективами для роста. Но, как видим, их двери если и приоткрыты, то в очень редких случаях», — считает Хамзин.

По данным опроса BRIF Research Group, среди тех, кто планирует уехать на учебу за рубеж, почти 70% хотели бы там же и остаться.

В уходящем году более 155 тыс казахстанцев приняло участие в лотерее грин-карты на выезд в США, а это 1,7% от экономически активного населения.

Так, 10 июля этого года президент Касым-Жомарт Токаев на заседании совета иностранных инвесторов поддержал предложение компании KPMG по запуску программы по возвращению и привлечению казахстанцев, имеющих опыт работы в ведущих зарубежных компаниях. Однако проект данной программы до сих пор не опубликован.

В связи с этим фракция ДПК «Ак жол» просит:

  • Предоставить информацию о количестве и удельном весе молодежи, граждан с ограниченными возможностями и женщин в госорганах (в разрезе министерств, ведомств и МИО) и на квазигоспредприятиях в разрезе национальных компаний и их дочерних структур.
  • Рассмотреть вопрос о введении квоты, прежде всего для молодежи и лиц с инвалидностью, а также женщин (аналогично квоте депутатов) среди сотрудников национальных компаний, министерств и других госорганов и госпредприятий.
  • Сообщить о мерах по исполнению поручения главы государства от 10 июля 2021 года по запуску программы возвращения в Казахстан талантливой молодежи, работающей в лучших технологических компаниях мира.