В ходе январских беспорядков в Казахстане задержали членов экстремистской организации «Йакын Инкар». У них изъяты оружие, гранаты, патроны, религиозные брошюры и литература, сообщили отечественные СМИ в четверг. Выяснилось, что Генпрокуратура РК еще в 2018 году признала деятельность этой организации незаконной и экстремистской. Что известно об «Йакын Инкар»? Какова их сущность? Какие цели они преследуют? С этими вопросами корреспондент ИА «NewTimes.kz» обратилась к доктору исторических наук, директору института геополитических исследований, политологу, религиоведу Асылбеку Избаирову.
Предыстория
В 2018 года Генпрокуратура РК установила незаконную деятельность «Йакын Инкар» на территории нашей страны. Казахстанцам сообщили, что эта экстремистская ячейка является крылом запрещенной в Казахстане «Таблиги Джамаат».
Целью «Йакын Инкар», заявили в генеральной прокуратуре, является создание «халифата» в отдельно взятой стране, в том числе на территории Казахстана, что предполагает насильственное изменение конституционного строя и нарушение суверенитета.
Приверженцы этой организации категорически отрицают право на существование иных религий, предрекая неизбежное столкновение с ними, что подпадает под понятие религиозного экстремизма. Четыре года назад нескольких казахстанцев, являвшихся членами «Йакын Инкар», посадили за экстремистскую деятельность на территории нашей страны.
Следователи выяснили, что они намеревались создать ячейки на территории Казахстана.
Как зарождалась эта организация?
«Пакистанская организация «Таблиги Джамаат» изначально ставила своей целью распространение ислама. Ее представители занимались миссионерской пропагандой. Все их действия носили аполитичный характер. «Таблиги Джамаат» возник в условиях афгано-пакистанского региона. Он базировался на тех же позициях, что и проживающие там мусульмане или же жители Центральной Азии. А начало он берет еще в медресе «Диобанд», расположенном в Индии. По сути, они являлись пацифистской организацией, в которой состояло очень много ученых. Но в какое-то время многие члены этого движения примкнули к движению «Талибан». Поэтому рассматривать эту организацию однобоко не следует», — рассказал Асылбек Избаиров.
В Кыргызстане было много сторонников этого течения, и они основали собственную организацию, которую назвали «Йакын Инкар». Но во многом мнения вновь образованного союза с родоначальниками не сошлись. «Йакын Инкар» пошел по более радикальному пути.
«Еще на Иссык-Куле они отделились от «Таблиги Джамаат» и пошли каждый своей дорогой. Но стоит заметить, что радикальность этой организации тогда ограничивалась лишь социальным аспектом. Так как они отрицали все блага цивилизации, систему образования, отказывались ездить на автомобилях, убирали в своих домах полы, считая, что нужно жить так, как жил пророк Мухаммед. До последних событий в Алматы они не были замечены в столкновениях на политической почве. Если они и представляли угрозу обществу, то только как социально опасные элементы, так как отказывались работать, считая своей прямой миссией пропагандировать ислам», — продолжил собеседник.
По его словам, члены этой организации именуют себя «якынчиками». Внешние признаки — длинные волосы и небольшая бородка.
«Название переводится как «убежденность» и «отрицание». Они убедились в том, что все должны жить как во времена пророка, и отрицают современные достижения. Я считаю, что опасность заключается в том, что они отрицают государственность. И с этим отречением они могут выступить против государства. Видимо, еще в Кыргызстане они пошли по пути определенного радикализма, в связи с чем были признаны экстремистской организацией», — добавил Асылбек Избаиров.
Когда в 2018 году «Таблиги Джамаат» признали запрещенным в нашей республике, то и некоторые члены «Йакын Инкар» были осуждены на различные сроки. Решением Есильского районного суда Астаны от 10 октября 2018 года эта организация была признана экстремистской, и ее деятельность запретили на всей территории Казахстана.