Несмотря на рост налоговых поступлений и дорожающую нефть, дефицит бюджета Казахстана за год углубился почти на 1 трлн тенге, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на аналитический центр АФК.
На фоне восстановления цен на рынке энергоресурсов и повышения экономической активности в стране (экономика за 11 месяцев 2021 года выросла на 3,8%) в 2021 году заметно возросли налоговые поступления в консолидированный бюджет.
За 2021 год в стране было собрано 13,3 трлн налогов, что на 34%, или 3,4 трлн выше, чем за 2020 год. Наибольшее увеличение налоговых поступлений в абсолютных параметрах отмечается в республиканском бюджете (перевыполнены планы по КПН, ЭТП на сырую нефть, НДС на импорт). В относительном приросте выделяется Нацфонд, налоговые поступления в котором увеличились на 86% и приблизились к допандемийному уровню.
Однако суммарные доходы КБ остались практически на уровне 2020 года и составили 15,0 трлн (+1%) за счет сокращения инвестдохода от управления Нацфондом (на 78%, или 2,8 трлн) и неналоговых поступлений (на 60%, или 0,6 трлн). Высокий инвестдоход в 2020 году (3,6 трлн) был обусловлен положительной переоценкой валютных активов ввиду ослабления курса нацвалюты.
Таким образом, годовой план по налоговым сборам в 2021 году был превышен на 11%, поскольку фактические цены на нефть сложились выше прогнозного уровня, использованного при формировании бюджета (в среднем 71 $/bbls против базовых 60 $/bbls).
Расходы КБ за 2021 год выросли на 9%, или 1,6 трлн, — до 19,9 трлн, превышая доходную часть на 33%, или 4,9 трлн.
Большая часть указанного прироста (68%, или 1,1 трлн) приходится на расходы социальных секторов экономики (образование, здравоохранение, соцпомощь). Суммарные расходы на эти статьи в 2021 году составили около 10 трлн, или половину всех расходов КБ.
Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на 3,9 трлн, что на 0,2 трлн, или 4%, меньше аналогичного показателя 2020 года. При этом расходы на их погашение и обслуживание за 2021 год увеличились на 0,8 трлн, или 49%, составив 2,3 трлн, или 12%, от всех расходов КБ (9% в 2020 году).
Объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил 4,5 трлн, что на 0,3 трлн меньше объема за 2020 год.
По данным прогноза социально-экономического развития РК на 2022–2026 годы (ПСЭР), в 2022 году расходы КБ (18,6 трлн) будут превышать доходы (16,1 трлн) на 15% при прогнозной цене на нефть 60 $/bbls. Соответственно, при удержании цен на нефть на текущем уровне (~90 $/bbls) КБ впервые за четыре года может сложиться с профицитом.
Дефицит КБ в 2021 году углубился на 38%, или 992,7 млрд, за счет роста расходов бюджета при доходной части, оставшейся практически на уровне 2020 года. Доходная часть бюджета остается зависимой от динамики цен на нефть. При этом доходы КБ за 2021 год не изменились, во многом из-за того, что рост нефтяных налоговых поступлений был нивелирован снижением инвестдохода от управления Нацфондом.
Расходы КБ увеличились за счет роста финансирования социальных секторов экономики и частично покрывались госзаимствованием и использованием бюджетных остатков.
Учитывая последние поручения главы государства по реформированию системы обороны и нацбезопасности, обеспечению стабилизации социально-экономической ситуации в стране, в 2022 году возможен рост расходной части КБ сверх прогнозных значений (в актуальном ПСЭР заложен рост расходов на 4%).
При этом на внешних рынках сохраняется неопределенность: аналитики расходятся в прогнозах цен на нефть (от 70 до 100 $/bbls), центробанки ключевых экономик принимают разносторонние решения по дальнейшей монетарной политике, сохраняется геополитическая напряженность.
В случае реализации негативных сценариев дефицит КБ может углубиться и, соответственно, потребовать дополнительного госзаимствования (текущий госдолг — 22 трлн), поиска новых источников финансирования (увеличение налогооблагаемой базы, дифференциация налоговых ставок и так далее).
Ввиду сохранения госзаимствования на уровне предыдущего года объем госдолга превысил 30% к ВВП (оценка ПСЭР), а расходы по его погашению и обслуживанию составили 12%, (8,5% в 2020 году), что свидетельствует об увеличении долговой нагрузки на бюджет и повышению фискальных рисков.
Снижение зависимости КБ от волатильности цены на нефть и повышение фискальной дисциплины будут возможны с применением нового бюджетного правила при формировании бюджета на 2023–2025 годы.
Ожидается, что на доходы будет влиять ограничение размера гарантированного трансферта из Нацфонда, тогда как расходы будут ограничены уровнем долгосрочного экономического роста, скорректированного на долгосрочную цель по инфляции.