Директор дайвинг-центра Олег Морозов написал обращение на имя акима региона Нурлана Ногаева с просьбой запретить разрушение объекта, имеющего культурную значимость для Казахстана, а также рассмотреть возможность включения данного объекта в государственный список памятников истории и культуры, передает Lada.kz.
По его словам, данный затонувший объект был обследован и идентифицирован. Судно несет в себе историческую ценность, оно имеет уникальную конструкцию, в связи с чем есть основание утверждать, что это одно из первых двух в мире металлических нефтеналивных судов.
Олег Морозов рассказал, что, согласно российским и азербайджанским архивам, суда специальной конструкции для Каспия были заказаны братьями Нобель в Швеции в количестве двух единиц.
Это были колесные пароходы «Калмык» и «Татарин», принятые в эксплуатацию в 1881 году.
Примечательно, что машинное отделение на них располагалось в корме. Бортовые колеса также размещались в кормовой части, что было нехарактерно для колесных пароходов того времени.
«Нам стало известно о планируемых работах по извлечению останков корабля со дна Каспийского моря в районе гостиницы Rixos, инициатором которых выступили республиканская федерация парусного спорта и товарищество с ограниченной ответственностью НПФ «Pozitron».
Данный затонувший объект был обследован и идентифицирован дайвинг-центом «SSI Актау» в 2020 году. Следует отметить, что указанное судно несет в себе историческую ценность, оно имеет уникальную конструкцию, в связи с чем есть основание утверждать, что это одно из двух первых в мире металлических нефтеналивных судов.
То есть, по своей сути, судно, лежащее на дне моря в районе отеля Rixos, уникально и вполне может и должно быть признано объектом историко-культурного наследия», — рассказал Олег Морозов.
Он рассказал некоторые исторические события, связанные с данным судном.
«Собственно, сама индустрия добычи нефти и перевозок нефти по морю начиналась на Каспии. Этот танкер был первым стальным танкером. До этого танкеры были деревянными, но сам принцип налива нефти в танки был придуман тоже в Баку. До этого нефть возили в бочках. Перевозка нефти наливом позволила сильно удешевить стоимость доставки.
На тот момент добыча нефти в Баку составляла 90 процентов мировой добычи. Так что этот танкер, лежащий напротив Rixos, является прапрадедушкой современных супертанкеров. Последнее упоминание об этом танкере относится к 1911 году.
Так что он более 30 лет возил нефть из Баку в Царицын (Волгоград). Крушение, скорее всего, произошло в районе 1920 года, но сведений на этот счет мы не нашли», — рассказал дайвер.
Также директор дайвинг-центра отметил, что судно находится в зоне, не подходящей для коммерческого судоходства, занятий водными видами спорта и купания, а соответственно, оно не представляет опасности для судоходства и пляжного отдыха.
«Кроме того, этот пароход является привлекательным с точки зрения исторической экспозиции для дайвинга и сноркелинга, в том числе и для постояльцев отеля Rixos.
Так, в сложившейся мировой практике подобные «дайв-рэки» зачастую создаются намеренно, путем затопления отслужившей свое воздушной и водной техники для последующего туристического показа дайверам.
Наш регион, имея такой уникальный исторический объект, имеющий к тому же туристическую ценность, собирается его уничтожить», — отметил Олег Морозов.
Он написал обращение на имя акима региона Нурлана Ногаева с просьбой запретить разрушение объекта, имеющего культурную значимость для Республики Казахстан, а также рассмотреть возможность включения данного объекта в государственный список памятников истории и культуры.
Как отмечает издание, в Актау собираются демонтировать прилегающие пирсы и извлекать останки корабля в районе гостиницы Rixos.
Инициаторами выступили республиканская федерация парусного спорта и ТОО НПФ «Pozitron».
В октябре 2021 года актауский путешественник и организатор экотуров Сергей Хачатрян опубликовал фотографии настоящего кладбища затонувших кораблей вдоль побережья в районе поселка Курык.