Эксперт: Казахстан геополитически попал впросак

Эксперт finprom.kz утверждает, что все стратегическое планирование можно «смыть в историю». По его мнению, новейшая история Казахстана показывает, как исполнительная власть владеет безупречными навыками хоронить большие политические инициативы в обыкновенной суете освоения бюджетов, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

В ООН приступили к разработке глобальной информационной кампании для нового миропорядка. 10 февраля в организации состоялось заседание, где обсуждались механизмы продвижения целей устойчивого развития в мире. Это новая модель самоорганизации общества внутри стран, основанная на принципах практического народовластия, альтернатива действующему миропорядку.

Два проекта глобализации вошли в прямое политическое столкновение ― «либеральный капитализм» с запутанной идеологией свобод и «устойчивое развитие» с технологической платформой по реализации народовластия.

Основная задача ООН — продвижение и защита демократии во всем мире через реализацию целей устойчивого развития. Новая модель демократии ― своего рода технократический социализм на рыночной основе, глобальная технологическая платформа управления государством в логике «удовлетворения потребностей и защиты интересов народа».

Платформа исключает из системы самоорганизации общества такой механизм управления, как «элита» (скрытые или публичные контролеры власти). Также платформа минимизирует возможности для коррупции. Госслужащий функционально и бюджетно прозрачен за счет современных технологий мониторинга бизнес-процессов, конечно, при условии правильной цифровизации, когда госаппарат внедряет такую систему.

Глобальная платформа нового миропорядка — «Цели устойчивого развития». Проект реализуется под эгидой ООН, в нем участвуют 193 страны. Это унифицированный комплекс общечеловеческих ценностей, выраженный в виде 17 целей и 169 взаимоувязанных задач. Суть государства — коллективное решение этих задач на всех уровнях — от госаппарата до каждого гражданина.

Пока «демократическое меньшинство» вело информационную войну антикитайским и антироссийским мейнстримом, под эгидой ООН и под прикрытием «проекта помощи развивающимся странам» шел процесс имплементации задач ЦУР в национальные системы планирования и управления. К примеру, Казахстан принял закон «Об официальной помощи развитию» еще 10 декабря 2014 года. А в 2013-м была запущена Концепция РК в сфере официальной помощи развитию.

Заявления ООН о необходимой смене проектов глобализации мировые СМИ предпочитают не замечать. Они не придали особого значения специальному докладу ООН, подготовленному к 76-й Генеральной Ассамблее ООН (сентябрь 2021), где глава организации Антониу Гутерриш призвал «мировые правительства обновить общественный договор как между правительствами и их народами, так и внутри обществ». В докладе «Наша общая повестка дня» дано стратегическое видение трансформации мирохозяйственного уклада в сторону народовластия.

На заседании мажилиса парламента 11 января президент Казахстана также призвал к «Новому общественному договору». Также интересен тот факт, что после выступления перед парламентариями первые зарубежные визиты Касым-Жомарт Токаев совершил в Китай и Россию.

По мнению эксперта, наивно ожидать реальных политических перемен. Он отмечает, что новейшая история Казахстана показывает, как исполнительная власть владеет безупречными навыками хоронить большие политические инициативы в обыкновенной суете освоения бюджетов.

Еще в декабре 2012 года Казахстан одним из первых в мире официально объявил о переходе на новый проект глобализации «Устойчивое развитие» (Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»). Курс получил всемерную поддержку ООН.

Суть стратегии:

  • Создать технократическое государство. Замкнуть процессы госорганов на главную цель — повышение доходов каждого казахстанца.
  • Перейти на принципы инклюзивной экономики. Ликвидировать реальную безработицу (минимизировать самозанятых), максимально вовлечь каждого казахстанца в активную жизнь страны.
  • Перевести госуправление на принципы стратегического планирования.

Каждая программа развития должна была приближать страну к заданным параметрам. За 10 лет госаппарат наплодил свыше 600 программ развития. И вот январь 2022-го.

«Все стратегическое планирование можно смыть в историю. И утереться программами развития, стратегиями, национальными планами, стратегическими планами, планами развития территорий, планами мероприятий. Хватит на каждого казахстанца. Казахстан зашел в глубокую геополитическую промежность. Из «либерального капитализма» как бы вышел, к «устойчивому развитию» не пришел. Получилась недосоциальная олигополия со слабой государственностью. Траектория движения, судя по действиям исполнительной власти, пока не меняется», ― считает эксперт.

По их мнению, предложенная правительством РК программа действий «Новый политический курс» больше похожа на добротную смету по освоению бюджетных проектов в среднесрочной перспективе.

«В списке из 499 действий нет стратегических решений, о которых президент говорил последние два года, а именно «механизма мобилизации всех человеческих ресурсов вокруг системы госпланирования», «четкого образа будущего страны, консолидирующего казахстанское общество», «разработки нового формата общественного договора». Тут как в поговорке, «тысячи мышей (в данном случае — действий) никогда не заменят одного слона (в данном случае — стратегической точки сборки)», ― написал эксперт finprom.