Снижение цен и рабочие места: Производители рассуждают о влиянии новых ставок утильсбора на автопром РК

Ставка утильсбора снизится на 50% на все виды автотранспорта и сельскохозяйственной техники, сообщил первый заместитель премьер-министра Роман Скляр 23 февраля. Таким образом, поручение президента о принятии мер по пересмотру размера утилизационного сбора и его распоряжению «Оператором РОП» полностью исполнено. Тогда глава государства заявил, что сбором денег должна заниматься госорганизация, как принято в западных странах. Спустя несколько дней после поручения Касым-Жомарта Токаева новым оператором утильсбора стало АО «Жасыл даму», которое на 100% принадлежит государству. Какие изменения повлечет за собой снижение действующих ставок на автотранспортную и сельскохозяйственную технику? Об этом корреспондент ИА «NewTimes.kz» спросила у управляющего директора завода «Казросинжениринг» Кайрата Жалманбаева.

фото inform.kz

«Как сказал в своем выступлении Роман Скляр, мы, как отечественные производители, утильсбор практически не платим. Даже в момент, когда мы оплачиваем зачет по утильсбору, эти деньги возвращаются к нам обратно. И это представляется в виде субсидий для нас. Другой поддержки от государства мы не получаем, так как работаем на общих основаниях, на общих ставках кредита. Единственное, что у нас есть, — это освобождение от НДС при промышленной сборке. Мы платим этот налог лишь при реализации. Каких-либо претензий к производителям мы не имеем. Утильсбор позволял нам вести реальную конкуренцию с ввозимой техникой, в том числе с новой и старой техникой другого производителя», — рассказал Кайрат Жалманбаев.

По словам директора предприятия, те деньги, которые получают отечественные производители в виде поддержки государства, это в действительности их же собственные средства, ранее выплаченные как утилизационная пошлина. Так положено по требованиям ВТО: производитель обязан, как и импортеры, заплатить утильсбор. Но затем уплаченные деньги он получает обратно.

«На вопрос, существует ли на самом деле отечественное производство, могу ответить однозначно: да, существует. Я ранее являлся генеральным директором крупного машиностроительного предприятия, которое на данный момент 40% своей продукции экспортирует за границу. И хочу сказать, что отечественные предприятия агропромышленного комплекса не имеют каких-либо льгот или субсидий. И в этом я вполне согласен с вице-премьером и поддерживаю его, так как это проходит через наши руки. Другой момент — это то, что существует субсидирование ставок так называемого товаропроизводителя в размере 25% на закупаемую сельхозтехнику. Таким образом государство поддерживает отечественного производителя. Благодаря этому у нас будет развиваться местная локализация производства», — добавил руководитель предприятия.

Директор завода считает, что никто из зарубежных производителей техники не придет к нему с распростертыми объятьями и не предложит что-то изготавливать на его предприятии.

«Могу привести такой пример: на заводе АО «Тыныс» производится компрессионная обработка изделий спутников для компании Airbus. То есть этой компании невыгодно выполнять эту обработку у себя, и они делают это у нас. На сегодняшний день на данном предприятии производится 62 наименования изделий для авиационной техники, которые экспортируются в Пакистан, Индию, Китай, Россию и другие страны. Это называется расширение производства. И то, что сегодня говорят, что нас субсидируют утильсбором, не является достоверным», — сказал руководитель производства.

Он также добавил, что если «Оператор РОП» назвал возврат денег за утильсбор субсидиями, то делает он это с целью обелить свою деятельность.

«Мы всегда были против этого. Тем более когда платили миллиардные суммы и через неделю они возвращались, понятно, что они лежали на депозитах и РОП просто на этом зарабатывал. Мне бы хотелось видеть, что субсидирование касается только отечественного производства. Тогда к нам придут зарубежные производители. И соглашение о промышленной сборке будет выполняться в полной мере, не ограничиваясь лишь прикручиванием колес. Это соглашение достаточно жесткое и серьезное, так как в нем есть некоторые требования, которые очень сложно выполнить. И это не совсем рентабельно. Так, в вышеупомянутой компании Airbus по миру 135 поставщиков, которые предоставляют запасные части для их самолетов», — продолжил спикер.

Кайрат Жалманбаев считает, что выступление вице-министра не было лишь констатацией фактов. Снижение ставки на утильсбор принесет много плюсов, оно и оправданно, так как повлечет хоть незначительное, но все же снижение цен на автотранспорт. Но вместе с этим есть риск потери интереса со стороны инвесторов.

«Многие из них уже задаются вопросом, будут ли им предоставлены равные условия конкуренции на начальном этапе. Все зависит от раскрученности того или иного бренда или степени недоверия к отечественному продукту. Тем не менее американцы, напротив, объявили о повышении цен на автотранспорт на 27% , сославшись на то, что стоимость металла значительно выросла. Поэтому тема утильсбора является актуальной лишь для определенной категории производителей. Мы производим комбайны «Россельмаш». Это дорогая техника, и цена утильсбора играет суммарно несущественную роль. Хотя, если комбайн стоит от 150 до 250 млн тенге, утильсбор будет составлять 8 млн тенге, а это немаленькая сумма», — продолжил эксперт.

Мировые цены на автотранспорт растут, и, чтобы удешевить его, нужно создавать преференции на уровне государства, принимать предупредительные меры, чтобы иностранцы не завышали цены. Зарубежным производителям, в отличие от отечественных, утильсбор не возвращают, и они отпускают цены.

«Утильсбор легко обойти: достаточно иностранному производителю открыть сборочное производство у нас в стране — и он освобождается от оплаты этой пошлины. Так он становится более конкурентным по сравнению со своими партнерами, которые работают за рубежом», — сказал директор завода.

Он рассказал, что на их предприятии выпускаются три наименования деталей для комбайнов, которые производятся только этом заводе, где работает 160 человек. Для тракторов изготавливается вся оснастка и крепежные элементы, а также на соседнем заводе льют переднюю полурамку. Аккумуляторы на тракторах и комбайнах — отечественного производства, завода «Кайнар», фильтры изготавливает «Казтехфильтр», и масла так же казахстанские.

«Снижение ставки на утильсбор несильно повлияет на отечественного производителя, так как мы его и ранее не платили. А если быть точнее, мы его платим, но нам его возвращают. Тут идет другой эффект. Он предотвращает простой ввоз на перепродажу зарубежной техники. Таким образом, создаются рабочие места здесь, в Казахстане. А цена конечного продукта удешевляется с увеличением местного содержания. Так как труд рабочего, например в той же Германии, и нашего рабочего существенно отличается в плане оплаты. В этой связи я бы не рекомендовал субсидировать покупку техники за границей, а поддерживать нужно отечественных производителей. Приведу простой пример: средний фермер, который покупает наш комбайн, никогда не купит американские машины, так как они в разы дороже. При том что производительность у тех и других одинаковая и наша сельхозтехника имеет два года гарантии. Я считаю, то, о чем говорил Роман Васильевич, очень правильно. И мы, отечественные производители, в целом его поддерживаем», — резюмировал собеседник.