Ровно два года назад, 13 марта, в Казахстане был зарегистрирован первый случай заболевания коронавирусной инфекцией. А три дня спустя в стране впервые за всю историю был введен режим чрезвычайного положения ввиду развернувшейся трагедии. Как казахстанцы жили в этот непростой период, в чем нам помогало и как ошибалось государство, что по итогу забрала пандемия, рассказывает редакция ИА «NewTimes.kz».
Начало конца
Коронавирусная инфекция впервые была зафиксирована в китайском городе Ухане, когда в одной из больниц обратили внимание на рост случаев заболевания пневмонией с тяжелым течением и неясной причиной.
В результате исследований был выявлен новый вирус, как этиологический фактор, вызвавший эти заболевания. Название вы знаете — COVID-19. Ученые считают, что 17 ноября 2019 года — это самая вероятная дата первого случая ковида.
30 января 2020 года ВОЗ объявила эту вспышку чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. В феврале 2020 года инфекция начала быстро распространяться по разным странам, несмотря на принимаемые властями Китая карантинные меры, и уже 11 марта вспышка была объявлена пандемией, а два дня спустя — что центром пандемии является Европа, лидером по распространению инфекции в Европе стала Италия.
В Казахстане, конечно, тоже испугались опасного вируса и начали принимать меры по его недопущению в страну. Так, с 6 января 2020 года был усилен санитарно-эпидемиологический контроль на границе с Китаем. У туристов проверяли температуру и отправляли на госпитализацию в случае выявлений признаков ОРВИ.
В марте работа санитарно-карантинных пунктов была усилена на всех границах. Тогда же чиновники из Минздрава дали свой первый прогноз.
«По нашему прогнозу, где-то с 11-16 марта должен наконец-то появиться коронавирус в стране», — заявил на брифинге бывший государственный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин.
И как в воду глядел. 13 марта у двух человек, прилетевших в Алматы из Германии, был обнаружен COVID-19. В тот же день коронавирус выявили еще у двоих прибывших — по одному случаю в Алматы и Нур-Султане.
За три недели случаи заболевания опасной инфекцией были зарегистрированы во всех регионах Казахстана. Для предотвращения распространения коронавируса впервые объявили режим чрезвычайного положения. А в конце марта власти закрыли въезд и выезд из Нур-Султана и Алматы.
Позже на карантин закрылись и остальные области, ситуация была похожей везде. Режим ЧП затянулся до 11 мая.
На период чрезвычайного положения была приостановлена деятельность торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок, под запретом оказалось проведение любых мероприятий с массовым скоплением людей, было отменено ж.-д. и авиасообщение, большая часть организаций, где это было возможно, перешла на удаленный режим работы.
В течение года ограничительные меры вводились с разной длительностью и периодичностью в тех или иных регионах страны в зависимости от эпидемиологической ситуации. Проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также деятельность караоке, боулинг-клубов, компьютерных клубов до сих пор под запретом.
Как коронакризис ударил по казахстанцам?
Из-за множества ограничений и новых правил большинство граждан остались фактически без средств к существованию. Особенно пострадал отечественный бизнес и наемные работники, которых буквально вынудили закрыться на период ЧП.
К счастью, власти решили организовать для их поддержки социальные выплаты. 42 500 тенге выплачивали нуждающимся из государственного фонда социального страхования. А нуждающихся оказалось много: заявки на получение выплат в период ЧП подало почти 8 млн казахстанцев. С 16 марта по 10 мая социальную помощь получили 4,6 млн граждан на сумму 321,9 млрд тенге.
Пандемия сказалась на отечественной экономике и по внешним факторам: падение цен на нефть, закрытие границ, мертвый туризм, торговля. Государству срочно пришлось придумывать пакет антикризисных мер, включавший в себя льготное кредитование бизнеса, освобождение от уплаты налогов в пострадавших секторах экономки, запуск «Дорожной карты занятости», выплаты пособий гражданам, оставшимся без заработка, и многое другое.
На эти цели выделили 5,93 трлн тенге за счет республиканского бюджета и внебюджетных средств. По итогам коронакризисного года больше всего пострадала сфера услуг, завершившая год с минусовым показателем темпа роста — 5,6%.
Зато в сфере информации и связи наблюдался рост на 8,6%, сельском хозяйстве — на 5,6% и образовании — на 2,3%. В целом в 2020 году ВВП Казахстана упал на 2,6%.
«Отмените удаленку!»
Отдельной трагедией для казахстанцев, а особенно детей и родителей, стал переход на дистанционный формат обучения. Его ввели после объявления режима чрезвычайного положения.
Проблемы начались сразу. Виной этому стал низкий уровень цифровизации в отечественном образовании. Доступ к качественному интернету, как и необходимую для учебы технику, имели не все. Именно в тот момент в соцсетях запестрели фотографии школьников, которые вынуждены были забираться на крыши и даже горы, чтобы поймать мобильную связь и получить хоть какие-то знания.
Вот немного статистики: компьютеры были лишь у одной трети казахстанских школьников, около 2 миллионов обучались с помощью смартфонов или планшетов, а более 180 тыс детей не имели никакой техники. Кроме того, у полумиллиона школьников вообще не было интернета, а среди имевшихся в школах компьютеров в рабочем состоянии было лишь 60%.
Естественно, что родители, дети и даже некоторые учителя бастовали против «удаленки». Чтобы изменить ситуацию, чиновники из МОН начали активную работу по цифровизации: раздали всем нуждающимся технику, ноутбуки, роутеры, провели курсы для учителей по работе в дистанционном формате, транслировали онлайн-уроки по телевидению. Позже запустилось несколько отечественных образовательных платформ для дистанционного обучения.
Траур и бессилие медиков
Пожалуй, хуже чем с отечественным образованием, дела обстояли только у нашей системы здравоохранения. Пандемия в один миг обнажила проблемы медицинского персонала, низкой оснащенности больниц и поликлиник, скудного финансирования.
Несмотря на то что подготовка к эпидемии в Казахстане велась с января, весной стало не хватать средств индивидуальной защиты. Ажиотаж наблюдался и в аптеках, и в поликлиниках. Обычные медицинские маски продавались за тысячу тенге поштучно, спекулянты торговали ими в интернете.
Ну а в пиковый период казахстанцы столкнулись с острым дефицитом лекарств и ПЦР-тестов. Самое страшное, что больницы были переполнены, а кареты скорой помощи не успевали обслуживать все вызовы. Люди не могли получить медицинскую помощь.
На июль-август 2020 года пришелся основной пик смертности от COVID-19 в Казахстане. По официальным данным, за эти два месяца умерло 1625 человек (почти 50% за год). Соцсети заполнились трагическими постами от знакомых и друзей. В существовании вируса тогда мало кто сомневался.
13 июля в Казахстане был объявлен днем траура по погибшим от коронавируса. Особенную почесть отдали казахстанским медикам, которые заражались страшным вирусом на работе, на «фронте».
Большая часть из них, 9 тыс человек, получили по 2 млн тенге в виде единоразовых выплат. Остальные либо не смогли доказать, что заражение произошло на работе, либо заболели уже после отмены компенсации, действовавшей с марта по октябрь.
Сложившаяся ситуация заставила многих посмотреть на важность системы здравоохранения под другим углом. Многие уезжали, болели, умирали. Государство решило как-то простимулировать медицинских работников и улучшить их условия труда. Так, по итогам 2020 года средняя зарплата врачей повысилась на 30%, медицинских работников — на 20%.
По поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева этот показатель будет увеличен к 2025 году в 2,5 раза, а объем финансирования системы здравоохранения из всех источников должен вырасти до 5% от ВВП.
Вакцинация
Чтобы побороть пандемию, все мировое научное сообщество начало в срочном порядке разрабатывать вакцину от вируса. Одной из первых выделилась российская вакцина «Спутник V», доказавшая свою эффективность.
Кампания по добровольной вакцинации населения «Спутником V» в Казахстане стартовала 1 февраля 2021 года. А весной 2021 года казахстанские ученые добились успеха и выпустили инактивированную вакцину QazVac. Настоящие патриоты могли привиться ею с апреля прошлого года.
Увы, договориться о массовой вакцинации с другими зарубежными компаниями (Pfizer, Moderna, AstraZeneca) нашим властям не удалось. Тот же Pfizer сейчас доступен только для детей, беременных и кормящих женщин, стариков.
Не стоит забывать и об антиваксерах, которые активизировались после старта прививочной кампании и всерьез затормозили ее. Они призывали казахстанцев отказаться от вакцинации против коронавируса по самым разным причинам — чипирование, зомбирование, бесплодие от укола. В народе начались множественные факты подделки и продажи паспортов вакцинации.
На фоне этого мракобесия стали появляться новые штаммы коронавирусной инфекции, которые вызвали новые волны заболевания. По мнению специалистов, на сегодняшний день вакцинация является единственным надежным способом покончить с пандемией.
С 22 ноября прошлого года в медицинских организациях Казахстана началась ревакцинация граждан, которые девять месяцев назад в числе первых получили вакцину против коронавируса.
Примерно тогда же экс-министр здравоохранения Казахстана Алексей Цой объявил, что за период пандемии Казахстан прошел четыре волны заболеваемости, что обусловлено появлением новых вариантов штаммов коронавирусной инфекции. А появляются они из-за отказа большинства граждан ставить прививку.
К счастью, сейчас печальная статистика от Минздрава пошла на спад. Так, за прошедшие сутки в Казахстане выявлено всего 98 заболевших с положительным ПЦР-тестом на коронавирусную инфекцию. Кроме того, власти отменили обязательное ношение медицинских масок и проект для работы бизнеса Ashyq. На временную победу над пандемией казахстанцам потребовалось ровно два года.