Почти 500 пассажиров остались за границей из-за закрытия аэропорта Актобе

О том, что аэропорт Актобе закрывают на месяц для ремонта взлетно-посадочной полосы, объявили 18 марта. Сотни пассажиров в это время находились за границей и в других городах РК, Часть из них до сих пор не добралась домой. Те, кто находятся за пределами РК, вообще не знают, как их доставят обратно, передает «Диапазон».

Фото: tengrinews.kz

С ремонтом взлетно-посадочной полосы в аэропорту Актобе происходит что-то непонятное. 11 марта в облакимате сообщили, что ее состояние проверила комиссия КГА, МИИР, трех авиакомпаний и Авиационной администрации РК. Вывод — полоса в удовлетворительном состоянии, надо лишь заменить аэродромные плиты на участке разворота и руления самолета, поэтому рейсы перенесли на ночное время, днем будут менять плиты. Но к назначенному сроку, когда все необходимые плиты заменили, авиакомпании один за другим стали отменять рейсы в Актобе, причем в это время некоторые стояли уже на регистрации в аэропорту, их заранее никто не предупреждал.

Причина отмены рейсов – закрытие аэропорта на ремонт. Только на следующий день из аэропорта Актобе сообщили: ремонт продлится до 17 апреля, вылеты и прилеты в Актобе до этой даты отменяются. На этом настояла Авиационная администрация Казахстана, хотя на взлетно-посадочной полосе все 60 плит, оговоренные в протоколе, заменили, и сделали это, как и обещали, до 16 марта.

Сотни авиапассажиров из разных городов добирались домой в Актобе, кто как мог, некоторые до сих пор в пути. «Срочное» закрытие аэропорта совпало с праздничными днями и каникулами, когда билеты на поезд или на самолет в ближайшие к Актобе города уже купить было невозможно.

По данным председателя правления АО «Международный аэропорт Алии Молдагуловой» Дастана Малиева, больше 200 туристов оставались в Шарм-эль-Шейхе, 180 в Стамбуле, позже читатели сообщили, что порядка 100 туристов находятся в Грузии.

«Я поехала в Алматы в командировку, обратный билет был на 17 марта, об отмене рейса сообщили ночью. На поезд билетов не было, до Уральска на самолет тоже. Пришлось брать до Атырау, оттуда билеты на поезд были только на плацкарт. Родственница вообще в Стамбуле осталась. Позже они доехали до Атырау, оттуда будут добираться в Актобе, как – не знаю», — рассказала одна из пассажирок.

«Мой супруг врач, по вахтовому методу работает на Тенгизе, постоянно летает туда из Актобе. Мы заранее берем билет, супруг до вылета останавливается в гостинице в Атырау, бронирует номер заранее. 25 марта он должен был вылететь в Актобе, утром выйти на дежурство в больнице здесь. Но 14 марта ему FlyArystan присылает сообщение, что рейса не будет, и надо сделать возврат билета со 100-процентным возмещением либо обменять на другую дату. Супруг вернул билет. Покупал я его за 17800 тенге, вернули 1554 тенге! Супруга могут уволить с работы, как ему добираться? На поезда билетов нет. Таксисты подняли цену до 25-30 тыс тенге за место», — рассказала другая жительница Актобе.

По ее словам, пассажиры открыли телеграм-чат «Петиция и претензии к авиакомпаниям и к аэропорту Актобе», делятся информацией. Как приедут в Актобе, собираются юридически решать вопрос, чтобы вернули не копейки, а полную стоимость билетов за несостоявшийся рейс, компенсировали моральный и материальный вред.

Другой пассажир Сандыбек Дюзембаев не знает, как будет с семьей добираться из Египта.

«Мы выехали из Актобе 12 марта. Обратный рейс на 23 марта. Из Актобе больше 200 пассажиров. Пока не сообщали, как мы будем выезжать. Если будет самолет до Атырау или Уральска, интересует, будет ли трансфер до Актобе? Если нет, то почему? Если добираться за свой счет, будем требовать возмещения морального и материального вреда. Звонили представителю SCAT, он пока ничего конкретного сказать не может», — отмечает мужчина.

Руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Айбек Кайыр говорит, что изначально планировалось заменить 60 плит. Их полностью заменили, но 15-16 комиссия заново все проверила и дала задание по замене еще 218 плит.

«Эти работы мы постараемся закончить в кротчайшие сроки. До 27 марта аэропорт будет закрыт. Если завершим раньше, пригласим авиационную службу Казахстана, она проверит полосу, после этого дадут заключение по работе аэропорта. Приобретенные билеты полностью будут возвращены», — обещает чиновник.

По его словам, все, кто находится за рубежом, прибудут на запасные аэродромы в Уральске и Атырау, Актау.

Буквально на следующий день после этого аэропорт закрыли. Причем, не до 27 марта, а на месяц до 17 апреля.

«Да, аэропорт закрыт. Пассажирам надо поменять билет до Уральска, Атырау или как им удобно», — ответил на вопрос об оставшихся пассажирах Айбек Каыйр.

«В Грузию и Стамбул рейсы отменили, пассажиров, которые были там, мы доставили до Атырау и Актау, до Актобе они добираются своим ходом. О возврате пассажиров из Египта пока никакой информации нет, мы решаем это. Все претензии не к нам, а к аэропорту», — ответили в акиакомпании SCAT в Актобе «Диапазону» 19 марта.

Аэропорт Актобе в сентябре 2019 года передали в коммунальную собственность областного акимата. До этого аэропорт находился под доверительным управлением компании Airport Management Group, структуры КТЖ. 100% ее акций принадлежит фонду «Самрук-Казына».

В конце 2021 года аэропорт Актобе выставили на торги для передачи в доверительное управление сроком на три года с последующим правом выкупа. Стоимость аэропорта со всем имуществом была оценена в 7,3 млрд тенге. Желающих приобрести его не нашлось, до 2024 года он остается в ведении акимата Актюбинской области.

Ранее мы писали, что Air Astana, SCAT и Qazaq Air отменили рейсы в Актобе, в аэропорту которого идет ремонт взлетно-посадочной полосы.