Автопроизводители РК взяли хороший старт: несмотря на всевозможные кризисные явления в стране и мире, отрасли удается сохранить позитивный тренд прошлых лет, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Finprom.kz.
К весне по итогам первых двух месяцев темпы роста экономики Казахстана ускорились до 3,5%. Министр национальной экономики Алибек Куантыров отдельно отметил, что в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности обеспечен динамичный рост производства продукции машиностроения — на 9,2%, в том числе автомобилестроения на 10,2%.
Действительно, автомобилестроение в последние годы играет все более важную роль в промышленности РК. Так, по итогам всего двух месяцев выпуск в секторе составил в деньгах уже 133,6 млрд тенге (годом ранее — 93,5 млрд тенге). Это уже 38,4% от всего выпуска в сегменте машиностроения РК.
Для сравнения: в целом по итогам 2021 года показатель составлял 32,1%, а пятью годами ранее, по итогам 2016 года, — всего 9,9%. В свою очередь, сам сектор машиностроения по итогам 2021 года обеспечил уже почти 14% всего выпуска обрабатывающей промышленности РК против всего 9,4% пятью годами ранее.
В целом по итогам 2021 года производство в секторе автомобилей, прицепов и полуприцепов в стоимостном выражении составило сразу рекордные 739,1 млрд тенге. Рост промышленного производства в секторе по итогам года достиг весьма весомых 24,3%. Для сравнения: в целом в сфере машиностроения рост производства составлял 20,4%, по обрабатывающей промышленности — 5,5%, а в общем по промсектору — всего 3,8%.
«Таким образом, несмотря на «коронакризис», «кризис полупроводников», глобальные логистические проблемы и прочие сложности сектора во всем мире, казахстанское машиностроение остается на коне, а производство «железных коней» в РК бьет рекорды», — говорится в сообщении.
За два месяца в стране произвели 14,3 тыс автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов — почти на 10% больше, чем годом ранее. Непосредственно легковых автомобилей среди них — 12,4 тыс — плюс 7,2% за год.
В целом же по итогам прошлого года выпуск в секторе составил сразу 93,5 тыс единиц техники — плюс 20,8% за год — новый рекорд казахстанского автопрома. Непосредственно легковых автомобилей было произведено 80,7 тыс — сразу плюс 24,5% за год.
По данным ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), более 60 тыс автотранспортных средств — в полтора раза больше, чем годом ранее — было произведено на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром». Это 64,2% от РК.
Читайте также: Завозить некоторые машины без пошлины разрешили казахстанцам
Еще 26,7 тыс автомобилей и легкой коммерческой техники сошло с мощностей автопроизводителей в Алматы, 4,3 тыс единиц техники произведено в ВКО, 1,6 тыс — в Акмолинской области. На карте ниже представлены ключевые производства автопрома Казахстана.
Экспортные поставки казахстанских автомобилей выросли на 49% по итогам 2021 года и составили 12,1 тыс. Основные экспортные направления — Россия, Узбекистан и Беларусь.
В свою очередь, в самой республике казахстанцы в 2021 году приобрели 117,6 тыс новых автомобилей — на 25,9% больше, чем годом ранее (было 93,4 тыс). Два из трех проданных в РК автомобилей произведены в Казахстане: за весь прошлый год дилеры реализовали 73,2 тыс отечественных автомобилей и легкой коммерческой техники — на 9,5% больше, чем в 2020 году (было 66,8 тыс).
Напомним, в феврале первый заместитель премьер-министра Роман Скляр сообщил о снижении ставок на утильсбор на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники на 50%. А уже в марте новую методику расчета утилизационного платежа вынесло на обсуждение министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК.
Заметим, министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев уверен, что за счет высокой доли продаж казахстанских автомобилей изменение утильсбора не повлияет на цену продаваемых авто, разве что прибыли дилеров будут выше.
В то же время некоторые официальные дилеры утверждают, что цены снизятся ровно на сумму понижения утильсбора.
Впрочем, в сложившейся ситуации это мало поможет: учитывая текущий курс валют, стоимость импортных авто вырастет настолько, что новые цены едва ли порадуют казахстанцев. Так, к примеру, 16 марта курс доллара достигал 512,2 тенге против 431,8 тенге в первый день года, евро — 563,6 тенге против 489,1 тенге на 1 января.
Есть и еще одна не слишком оптимистичная новость. Уже в прошлом году близкий к нам географически российский автопром не справлялся с дефицитом даже на авторынке РФ. В текущем же году из-за санкций, наложенных мировым сообществом на Россию, автопром РФ уже сократил мощности вполовину и грозит полностью остановить производство в связи с отсутствием компонентов.
В таких условиях самый доступный вариант для казахстанцев стать-таки автовладельцами — отечественные автомобили. Остается надеяться, что государство готово достойно поддерживать и производственный сектор, и казахстанских покупателей отечественных «железных коней», резюмировали эксперты.
Накануне сообщалось, что российские автолюбители из-за роста цен на внутреннем рынке обратили внимание на автосалоны в приграничных городах Казахстана. Таким образом, в 10 раз увеличилось число желающих купить авто казахстанского производства.
Читайте также: Казахстанцы смогут заказать любой госномер. Сколько будет стоить?