В январе президент Касым-Жомарт Токаев анонсировал, а в своем послании в марте провозгласил основные контуры «Нового Казахстана» — политической системы, основанной на полномасштабном общественном диалоге и эффективном государстве. Немалый блок касается и преобразования территориального устройства страны и системы управления, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Turanpress.kz.
Кроме создания трех новых областей и дальнейшего курса на введение прямых выборов акимов сел, городов и районов, глава государства объявил о новом порядке назначения акимов областей и мегаполисов, которые будут избираться маслихатом из предложенных президентом альтернативных кандидатов. Акимы сложат полномочия руководителей филиалов политических партий, а маслихаты будут избираться по новой модели, получат новые полномочия и постоянных председателей.
Работа над разработкой соответствующих изменений и дополнений в Конституцию и законы уже началась, и, как ожидается, в течение второго полугодия эти проекты будут воплощены в жизнь.
А уже сейчас действует новый порядок проведения отчетов акимов перед населением, согласно которому 75% встреч будет проходить в форме диалога, сами встречи будут регулярными и выездными, а контроль за выполнением договоренностей и обещаний будет серьезно ужесточен.
Пока же в отношении смены и назначения акимов действует прежний порядок.
Как известно, Касым-Жомарт Токаев очень щепетильно относится к кадрам, и акимов это касается особенно.
Президент уже показал, что он не сторонник «кадровой резни», и перед главами проблемных регионов периодически ставятся комплексные задачи, проводятся отдельные совещания, правительством принимаются планы развития регионов. Людям дается шанс исправить ошибки.
За три года правления Токаев сменил акимов в 11 регионах, причем в одном регионе — 4 акимов (Кызылорда), в 5 регионах — 3 (Атырауская, Жамбылская, Мангистауская области, Алматы и Шымкент) и в 5 регионах — 2 (Алматинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области, Нур-Султан).
Причинами отставок были коррупционные скандалы (Искаков, Бакауов), утеря доверия (Абдрахимов), уход на пенсию (Баталов), переход на другую работу (Ногаев — Атырау — Минэнерго — Мангистау, Кульгинов — из ЗКО в Нур-Султан, Сапарбаев — в Жамбылскую облась из Кызылорды, Кошанов — из Караганды в АП, Кушербаев — из Кызылорды в АП, Байбек — из Алматы в Nur Otan). Кроме того, были заменены Трумов и Айтаханов, чья работа находилась под постоянной критикой, а Мырзахметов был отправлен в отставку после кордайских событий.
В этом году в отставку были отправлены аким Алматы Сагинтаев, чья деятельность подвергалась постоянной критике со стороны населения, прессы и экспертов, а в апреле очередь дошла до глав Атырауской (Досмухамбетов), Жамбылской (Сапарбаев) и Кызылординской (Абдыкаликова) областей.
По интересному стечению обстоятельств эти трое были аутсайдерами в рейтинге эффективности деятельности акимов (ЦСПИ «Стратегия»). Причины тому разные: в Атырау аким явно не справлялся с работой на фоне постоянных коррупционных скандалов; ветеран акимского корпуса Сапарбаев, признанный политический тяжеловес, видимо, устал от области, а область — от него; первая женщина-аким Абдыкаликова не вытянула руководство регионом. На их работу шел постоянный поток жалоб, критика, отмечалось снижение показателей развития регионов. Все это и послужило причиной их отставок, хотя, как представляется, списывать их из кадровой обоймы преждевременно (Досмухамбетов — опытный нефтяник, а Абдыкаликова и Сапарбаев могут еще принести немало полезного на государственной службе или в общественной работе).
Три новых акима весьма интересны.
55-летний Нуржан Нуржигитов — выпускник Ленинградского сельскохозяйственного института, работал в агробизнесе, районном и областном акимате, местном департаменте АДГС, возглавлял управления сельского хозяйства, природных ресурсов и регулирования природопользования, Байзакский район. Последний год был заместителем акима области.
45-летний Нурлыбек Налибаев — выпускник Казахского государственного аграрного университета, работал в нефтяном бизнесе, был заместителем акима Кызылорды, руководителем аппарата акима области, акимом Шиелийского района и Кызылорды. Последний год работал заведующим отдела регионального развития канцелярии премьер-министра.
42-летний Серик Шапкенов — выпускник Западно-Казахстанского госуниверситета. Работал преподавателем, затем в акимате области. Был начальником управления экономики и бюджетного планирования, заместителем и первым заместителем акима. Оттуда перешел государственным инспектором в администрацию президента. В 2016 году стал акимом Атырау, затем первым замакима Атырауской области. В 2020 году был вице-министром, а с 2021 года — министром труда и социальной защиты населения.
Все трое прошли хорошую аппаратную и политическую школу под руководством сильных руководителей. Для своих регионов они не чужие люди. Население их знает.
Конечно, никогда заранее нельзя сказать, как тот или иной человек справится с регионом, покажет ли характер и лидерские качества, но с точки зрения опыта все трое — вполне достойные кандидатуры.
Идет обновление кадров, постоянно появляются новые лица. Курс на модернизацию политической системы, который провозгласил президент, основан на тесном диалоге государства и населения, власти и общества. В обновленной системе политическим руководителям крайне важно опираться на доверие и поддержку населения, а их можно достичь, лишь оперативно и эффективно реагируя на возникающие проблемы и вызовы.