На трех пасеках погибли около 70% насекомых. Владельцы хозяйств говорят, что пчелы отравились химикатами, которыми обрабатывали ближайшие поля и сады. Виновника гибели роя пока не нашли, но специалисты считают, что это может обернуться большими проблемами для всех пчеловодов Шымкента, передает «31 канал».
Хозяева пасек говорят, что массовый мор начался еще неделю назад. Потеряли уже насекомых как минимум на три миллиона тенге. Пчеловоды уверены: насекомые собрали пыльцу с обработанных отравой цветов.
«Нас они оставили без средств к существованию. Любой грамотный агроном должен предупредить перед обработкой полей: мы будем обрабатывать, убирайте, пожалуйста, пчел», – говорит Владимир Щебельников.
«Если у каждого по миллиону было бы, закупили бы новых, а сейчас откуда? Весна, расходы», – поддержал коллегу Вячеслав Марков.
Пасечники здесь около десяти лет. В этом году уже зацвела акация, и они ждали богатый урожай. Вокруг находятся несколько полей и садов. Журналисты попытались найти их владельцев, но безуспешно.
Председатель общества пчеловодов говорит, что отравление пчел может обернуться угрозой для других хозяйств. Выжившие пчелы зачастую болеют и заразны.
«Болезнь распространяется по всей пасеке, и последствия очень большие. Можно потерять вообще всех пчел в нашем регионе, лет 10-15 назад мы в Шымкенте потеряли почти всех пчел», – рассказал председатель общества пчеловодов Туркестанской области и Шымкента Торехан Нурмухамедов.
Пчеловоды говорят: сейчас им как никогда пригодились бы субсидии. На каждую пчелосемью давали по 5 тыс тенге. А их погибло больше 150. Но с этого года, чтобы получить выплаты, пчеловодам требуется открыть ТОО, а не ИП, и сдавать отчеты. Для небольшого бизнеса накладно. Управление сельского хозяйства направило письмо в Минсельхоз, но изменения в правила пока не внесли.
Местные власти не смогут возместить потери пчеловодам. Предпринимателям придется обратиться в суд, а мертвых пчел отдать на экспертизу. Несколько лет назад был подобный процесс. Тогда владелец пасеки выиграл.