Легенде казахстанского театра и кино Асанали Ашимову – 85 лет

8 мая советскому и казахскому актеру, режиссеру театра и кино, сценаристу, педагогу, Герою Труда Казахстана, лауреату Государственной премии, Народному артисту СССР Асанали Ашимову исполняется 85 лет, передает Almaty.tv.

Фото: tengrinews.kz

Будущий актер родился в 1937 году в селе Жайылма. В 1961 году окончил театральный факультет при Казахской консерватории им. Курмангазы в Алма-Ате. С 1961 по 1963 гг. сотрудничал с киностудией «Казахфильм», где и началась активная творческая деятельность.

С 1963 года он актер и режиссер Казахского драматического театра им. Ауэзова. С 1987 по 1988 годы занимал пост художественного руководителя театра, параллельно активно снимался в кино. Помимо ролей в кино и театре, Асанали Ашимов занимался преподавательской деятельностью в Казахской академии искусств им.Жургенова, получил звание профессора.

Он работал с различными мастерами сцены. Среди них: Канабек Байсеитов, Курманбек Жандарбеков, Шакен Айманов, Серке Кожамкулов. В театре играл со множеством известных артистов. Среди них Ануар Молдабеков, Идрис Ногайбаев, Нурмухан Жантурин. За время игры на сцене Казахского театра Ауэзова актер создал около 50 образов. В 2017 году стало известно, что он принял решение оставить подмостки. По его словам, для этого несколько причин: нет режиссёра, с которым ему было бы интересно работать, проверенные партнеры ушли из жизни. Актер сыграл в таких спектаклях, как: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Ревизор», «Перед заходом солнца», «Козы Корпеш — Баян сулу», «Каракипчак Кобланды», «Енлик-Кебек», «Завещание потомкам», «Кровь и пот», «Абай», «Восхождение на Фудзияму» и др.

Актер дебютировал в 1957 году в фильме «Ботагоз» еще будучи студентом.

Эта лента создана по произведению Сабита Муканова, Асанали сыграл роль Кенжетая.

Эта картина появилась благодаря Шакену Айманову, хотя его к тому моменту, когда был задуман фильм, уже не было в живых. Казахская песня «Жиырма бес» в исполнении Шакена Кенжетаевича, которая звучит в финале картины, должна была напомнить зрителям его последнюю картину «Конец атамана».

Как вспоминает Асанали Ашимов: «История появления «Транссибирского экспресса» такова. Мы с Эльдором Уразбаевым — он ведь тоже ученик Айманова — сидели однажды у меня дома и вспоминали Шакена-ага. Прошло уже пять лет со дня смерти Айманова, приближался его очередной день рождения.

А давай снимем фильм в память о нем, — предложил вдруг Эльдор. — Пусть это будет продолжение «Конца атамана».

Я сразу подхватил эту мысль. У каждого из нас был свой сюжет будущей картины. Потом к сценарию подключились семья Михалковых и Александр Адабашьян, тоже дружившие с Шакеном-ага. На одном дыхании, за какие-то месяц-полтора, они написали легкий детектив. И в том же 1976 году мы приступили к работе.

Этим фильмом мы, по сути, продлили жизнь Касымхана Чанышева, судьба которого сложилась трагически. В 20-х годах Чанышев возглавлял жаркентскую милицию. Осуществил успешную операцию по ликвидации генерала-белогвардейца Дутова (именно эта страница его жизни легла в основу фильма «Конец атамана»). Однако, несмотря на заслуги, ему припомнили байское происхождение, и Чанышев вынужден был скрываться. Умер, говорят, в бегах.

Но если в реальной жизни прототип Чадьярова погибает в безвестности, то в кино жизнь его продлилась. В «Транссибирском экспрессе» повзрослевший и возмужавший Чадьяров борется уже с внешними врагами»..