В Казахстане со скрипом стартовала одна из самых заманчивых госпрограмм. Льготного автокредитования ждали так сильно, что у дилерских центров поначалу даже выстроились очереди из желающих. Такой ажиотаж впечатлил и министра индустрии. Чиновник заявил, что устраивать столпотворение было вовсе не обязательно, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на КТК.
«Это же тоже наша культура: понятно, что, если мы пришли бы по очереди, а не одномоментно в 8 или в 9 часов, наверное, таких – вот сегодня пойдете – очередей уже нет. Есть очереди, но они в соответствии с теми программами. Идут по очереди, и так должно быть, наверное», ― говорит министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев.
Казахстанцы рассчитывали получить дешевые кредиты на машины, но столкнулись с неожиданными проблемами. То в салонах не было авто, то в банках – денег. Когда первые барьеры были пройдены, выяснилось, что желающим выгодно купить легковушку нужно раскошелиться еще и на дополнительные услуги от дилеров. Зачем они нужны и как долго придется ждать заветный автомобиль?
Улан Абишев стоит 743-м в очереди за машиной по программе льготного кредитования. Он обошел несколько столичных салонов в поисках бюджетного авто для семьи. Хотел продать свой кроссовер, вложиться в расширение жилплощади и уже после оформить новую машину в кредит. Но за несколько дней планы Улана сильно изменились. Понял, что льготным заем называется только на бумаге.
«Автосалоны продолжают поднимать цены на машины. Если бы цены оставались на том же уровне, что год назад, то можно было бы сказать, что автомобиль – это не роскошь. Грубо говоря, год назад за 10 млн можно было купить хорошую машину. Сейчас за 10 млн ты хорошую новую машину не купишь. Сейчас хорошая машина стоит 15 млн. Еще нужно учитывать дополнительные функции – «допы». И с этими «допами» машина выходит гораздо дороже. Если они указывают в прайсе 16-17 млн, то по факту, когда ты ее получаешь, то она уже на все 20 тянет», ― рассказывает Абишев.
Стоимость машин с начала года подскочила сразу на 20%. И будет расти дальше, уверены экономисты. Они считают: вставать в очередь стоит, только если вы действительно планируете эксплуатировать автомобиль. А в качестве инвестиции вложение сложно назвать выгодным.
«Как и льготные программы ипотечного кредитования, они будут разгонять цены. К сожалению, из-за таких цены и на вторичном рынке будут расти, поскольку новые машины стали более доступными. Вообще, это базовый закон экономики. Если растет спрос, растут и цены. Средняя машина, выезжая из салона, теряет, то есть она уже становится вторичкой, бывшая в употреблении. От 20 до 30%, просто выехав из салона, машина теряет. То есть машина – это не инвестиция. Она требует много денег, вложений», ― считает независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев.
Тем не менее в понедельник казахстанцы штурмовали автосалоны. Власти тянули с датой запуска программы больше двух недель, но даже после официального старта она, по сути, не заработала. В банках не оказалось денег, а в салонах – машин. И это только часть проблем.
Эксперт союза независимого автобизнеса Тлек Бекбасаров убежден: казахстанский авторынок хромает даже на самом элементарном уровне.
«Нормальная модель взаимодействия между автозаводом и автосалоном должна была быть. Есть отпуская цена завода. И потом есть определенная дилерская маржа автосалона. Она превратилась в то, что автозавод всю полную стоимость себе присваивает, а автосалону дает лишь возможность выкручиваться заработком через эти «допы», ― уверен Бекбасаров.
И автосалоны, не имея какой-то включенной наценки в стоимости автомобиля, зарабатывают путем уже «выкручивания рук» автовладельцам, покупателям. И накручивают эти «допы». Дилеры с такими обвинениями категорически не согласны. Уверяют, что дополнительные услуги включают, только если клиент пожелает.
«Очень много споров возникает касательно дополнительного оборудования. Хочу отметить, в дилерских центрах «Аллюр», согласно внутреннему приказу от марта 2022 года, скажем так, навязывание, как принято использовать это слово, дополнительного оборудования запрещено. Что это значит? Что машины приходят с пустой комплектацией», ― считает представитель PR-службы АО «Группа компаний «Аллюр» Айдар Утешев.
В ситуацию наконец вмешался фонд развития промышленности. Он разослал банкам письмо с указанием не требовать от заемщиков всю сумму страховки. Говорят, якобы теперь платить можно ежегодно. Но юристы заявляют, что обязательное требование банков по КАСКО вообще незаконно.
«Обязательная страховка – это внутренний приказ банка. Такого нет в наших законах или приказах Нацбанка. Но банки говорят: оформляйте КАСКО. Такая страховка предусмотрена, если человек погибает при несчастном случае и не может оплатить кредит. Тогда страховка покрывает его долг перед банком. Это может быть удар молнией или падение дерева. Но если человек умер от естественных причин, то долг перед банком остается. Поэтому казахстанцы имеют право отказаться от страхования КАСКО», ― поясняет юрист Габит Омирбек.
На первый взгляд, программа льготного кредитования очень привлекательная. Максимальная стоимость авто может доходить до 15 миллионов тенге. Банк выдаст 10. Разницу должен доплатить покупатель. Годовая ставка – всего 4%. И срок кредита – не больше семи лет. Под программу попадают авто отечественной сборки. Это Kia, Hyundai, Chevrolet, JAC и Lada. Услуга доступна только гражданам Казахстана, раз в два года. Но эксперты провели независимые расчеты и усомнились в выгоде госпрограммы.
«Если сравнивать программу автокредитования и сравнивать программу сейчас, на тот момент 4% годовых было и эффективная ставка 5,5% годовых составляла. «Допов» не было, навязываемых силой. И сейчас независимые расчеты показывают: вместе с «допами» и так далее совокупная ставка может достигать 12% годовых. Поэтому 4% превращаются за счет скрытых заработков в 12%. Это тоже несовершенства», ― уверяет эксперт союза независимого автобизнеса Казахстана Тлек Бекбасаров.
Он считает, что получить льготный кредит на машину смогут только счастливчики. В Казахстане накопились колоссальный спрос и аномальный дефицит автомобилей с 2016 года, после ввода утильсбора. Сейчас рынку нужно порядка миллиона если не новых, то хотя бы более-менее свежих машин. А выделенных по программе 100 млрд тенге хватит только на 10 тыс единиц.
К слову, истерия вокруг дешевых автокредитов уже сошла на нет. По крайней мере, никакого ажиотажа в дилерских центрах теперь не наблюдается. И это при том, что еще не все банки начали принимать заявки. Из четырех утвержденных в двух закончились деньги. Тем не менее за пять дней банки одобрили почти 4,5 тыс обращений и выдали казахстанцам свыше 30 млрд тенге. Это треть всей суммы, предусмотренной для льготного автокредитования.
Покупателям осталось только получить выбранное авто. Правда, процесс этот небыстрый. Все потому, что машин в салонах попросту нет. Срок ожидания, по словам автодилеров, может затянуться до полутора месяцев.
Напомним, программа льготного автокредитования стартовала 16 мая. Жители Нур-Султана ринулись в автосалоны. В Сети появились видео очередей в столичных автосалонах и что машин нет в наличии. К примеру, люди рассказали, что в магазине KIA уже нет машин этой марки. Похожая ситуация сложилась и в других автосалонах. Программа льготного кредитования подвергалась критике в социальных сетях, ее назвали сырой.
Ранее стало известно, что городская прокуратура Алматы проанализировала деятельность автосалонов и выяснила, что покупатели новых легковых автомобилей в Казахстане нередко сталкиваются с навязыванием в салонах дополнительных услуг, устройств или аксессуаров.
Читайте также: Как получить льготный кредит на машину по новой программе в Казахстане
Согласно сведениям министерства индустрии и инфраструктурного развития, кредитование осуществляется на следующих условиях:
ставка вознаграждения – 4%, сумма кредитования – не более 10 млн тенге, срок финансирования – не более семи лет; первоначальный взнос – от 0%; стоимость транспортного средства не должна превышать 15 млн тенге.
Кредитуют банки второго уровня.
Также предусматривается ограничение в виде предоставления финансирования на одного конечного заемщика не более одного раза в течение двухлетнего периода.
Для лизингополучателей по приобретению автобусов условия следующие:
ставка вознаграждения – 0,01%; срок лизинга – до семи лет; первоначальный взнос —–от 0%.
18 мая стало известно, что по программе льготного автокредитования казахстанцы смогут приобрести не только те автомобили, что есть в наличии, но и находящиеся в производстве. Для этого необходимо получить счет в автосалоне, а затем обратиться в банк.
20 мая третий банк начал прием заявок на льготное автокредитование.
Спустя всего четыре дня со старта льготного автокредитования в столице Казахстана первый участник программы получил ключи от новой машины.