Установка домофона, как рассказали в агентстве по защите и развитию конкуренции, ничем не отличается от установки кондиционера, и оплачивать его обслуживание не надо, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом пишет 31 канал.
Как оказалось, отдавать деньги нужно по факту выполненных работ в случае поломки. А средства за сервисное обслуживание предприниматели тратят на содержание дорогих офисов, аренду автомобилей и личные цели, отмечает телеканал.
Домофон к своей квартире Коркем Усибалиева подключила еще пять лет назад, за него заплатила немалую сумму. С тех пор ежемесячно оплачивает его сервисное обслуживание.
Счет компания выставляет автоматически. Правда, говорит девушка, за это время домофону ремонт не понадобился ни разу.
«Нас предупредили, что каждый месяц за обслуживание домофона, но особо не объяснили, за что мы будем платить. С одной стороны, 340 тенге, но с другой стороны, в год около 4 тыс тенге. Если умножить эти деньги на проживающих людей в одном подъезде, то выходит круглая сумма», — говорит жительница Шымкента Коркем Усибалиева.
Оказалось, плата за обслуживание идет только в карман компаниям. Новым домофонам ремонт не нужен. В агентстве по защите и развитию конкуренции говорят, домофонные компании вводят людей в заблуждение и устанавливают абонентские платы, как коммунальные службы. Хотя не несут расходов за электричество, ключи и что-либо еще, кроме установки домофона. Принцип размещения и обслуживания домофонной системы не отличается, к примеру, от установки бойлера для нагрева воды или кондиционера.
«Установили домофон — тут отношения между потребителем и домофонной организацией должны заканчиваться. Если в ближайшее время потребители захотят обслуживание либо будут поломки, они должны нанимать сервисные организации и оплачивать фактические услуги. У меня должно быть право выбора, то, что я могу выбрать другую компанию, если хочу обслуживание», — пояснила руководитель отдела по развитию конкуренции Молдир Сарыева.
Некоторые домофонные компании, если люди отказывались платить абонентскую плату, отключали или демонтировали домофоны. В квартиры не могли попасть жильцы, сотрудники скорой помощи и пожарные службы. При этом некоторые компании действовали вполне законно. Владение домофоном в договоре они изначально приписывают не жильцам дома, которые за него заплатили, а себе. Люди попросту пропускают этот пункт в графе договора. В комитете по защите прав потребителей говорят, жалобы от абонентов к ним пока не поступали, но, если поступят, готовы отстаивать права людей.
«Свыше 10 потребителей по одному и тому же вопросу, наш департамент в пределах своей компетенции будет защищать права потребителей в суде. Специалисты говорят, в штатах домофонных компаний зачастую всего несколько человек, а обслуживают они тысячи абонентов. Даже просто обойти все дома они не успели бы физически, говорят специалисты. При этом люди вправе перезаключить договоры с той или иной компанией на своих условиях. В случае, если домофонные организации навязывают свои незаконные услуги, казахстанцы могут обратиться в комитет по защите прав потребителей», — заявила главный эксперт управления по формированию госполитики Айман Кожамуратова.