Спустя пять дней в министерстве индустрии и инфраструктурного развития отреагировали на скандал вокруг казахстанского судна под российским флагом «Жибек жолы», которое перевозило 7 тыс украинского зерна из оккупированного Бердянска в Турцию, передает ИА «NewTimes.kz».
Сегодня в кулуарах правительства министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев заявил, что Казахстан может расторгнуть договор аренды судна «Жибек жолы» в случае подтверждения нарушений.
«Позиция казахстанской стороны — мы передали судно в аренду. За него отвечает тот, кто получил его в аренду. При получении судна в аренду есть ограничения, что оно не имеет права этим заниматься. Если он занялся какой-то деятельностью, которая не соответствует правовым нормам, которые приняты в Казахстане и международным правом, то, конечно, данный договор будет расторгнут и судно будет отозвано», — заявил министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев журналистам.
По его информации, судно не вошло в порт Карасу и не было разгружено. ИА «NewTimes.kz» писало, что Турция начала расследование происхождения зерна, а также с осторожностью относится к ситуации. Страна участвует в организации переговоров с ООН, Россией и Украиной по вывозу зерна из украинских портов по Черному морю.
По словам Ускенбаева, «после получения правовой оценки казахстанская сторона решит, расторгать контракт аренды судна или нет».
«Мы официальный запрос делаем. Но пусть разберутся в правовом поле, чтобы мы не вмешивались и не будоражили это событие, потому что оно в правовом поле находится, поэтому, как только они дадут правовую оценку, мы будем, соответственно, решение принимать — расторгать договор или не расторгать», — добавил министр.
Напомним, ранее Украина просила Турцию задержать грузовое судно «Жибек жолы» под российским флагом.
Telegram-канал Сhinovnik_kaz сообщал, что украинское зерно в размере 7 тыс тонн из оккупированного Россией порта Бердянска направляется в Турцию на судне «Жибек жолы», которое принадлежит Аскару Клышбекову — компания KTZ Express.
В компании пояснили, что в октябре 2021 года был заключен договор фрахтования судна без экипажа с российской компанией «Грин-Лайн». У нее есть долгосрочный контракт на оказание услуг по перевозке зерна из Украины в Турцию с эстонской компанией Mangelbert OU — трейдером зерновых культур и масел.
При этом в КТЖ заявили, что зерно перевозится по просьбе Украины.
2 июля нацкомпания «Қазақстан темір жолы» направила письмо арендатору судна «Жибек жолы» с требованием подробно пояснить ситуацию после сообщения о просьбе Украины к Турции арестовать корабль.