«Серый» импорт: Как граждане России перекупают авто в Казахстане

Наши машины пользуются спросом у россиян, причем не только бюджетные, но более и высокого класса. В этом они видят источник заработка, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Forbes.kz.

Фото: pexels.com

Как пишет издание, приводя мнение председателя независимого автомобильного союза Казахстана Эдуарда Эдокова, это связано с распространением схем перекупа. Россияне заказывают новые авто гражданину РК, который беспрепятственно покупает машину из салона и за какое-то вознаграждение передает ее российскому заказчику.

«Возьмем Land Cruiser Prado 2022 года в люксовой комплектации, который в Казахстане россиянин может купить за 4-5 млн рублей, а в России продать за 7-8 млн рублей. Даже если он его в РК купит за 5 млн, заплатит за услугу, за перевозку и т. д. и он обойдется пусть даже в 6 млн рублей, это все равно выгодно, так как чистая прибыль будет около 2 млн рублей. Чем не бизнес?» — рассказал Эдоков.

Причина того, что россияне прибегают к схеме перекупа, проста: по словам Эдокова, далеко не все дилерские центры согласны работать напрямую с россиянами из-за опасения вторичных санкций.

По словам представителя пресс-службы ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в условиях мирового дефицита автомобилей официальные автодилеры Казахстана в приоритетном порядке работают на насыщение именно внутреннего рынка и удовлетворение потребностей казахстанцев. Но при этом, по словам Эдокова, каких-либо законных оснований для отказа в продаже авто гражданину России у салонов нет.

«Автосалоны не имеют юридического права не продать машину россиянину, но они могут потребовать какие-то дополнительные документы, справки, обозначить более длительные сроки поставки и т. д., то есть усложнить процесс купли-продажи. Россиянам это невыгодно, им проще найти здесь, в Казахстане, доверенное лицо, предложить ему какое-то вознаграждение и через него уже оформить сделку», — добавил Эдоков.

Что же касается опасения санкций, они весьма небезосновательны. В июле 2022 года в России разрешили «серый» импорт без одобрения типа транспортного средства для юридических лиц. И, учитывая, что Казахстан уже попал в американский список стран, через которые в Россию могут поставлять подсанкционные товары, то Запад будет более жестко отслеживать параллельные схемы.

Напомним, еще весной в ряде российских СМИ стали появляться целые пошаговые инструкции о том, как россиянам купить автомобиль в Казахстане, в каких банках принимают карты «Мир», где обналичить рубли, на чем сэкономить при покупке авто. Спрос возник после ухода из России ряда автомобильных брендов и приостановки деятельности автопредприятий из-за сокращения поставок компонентов из-за санкций, в стране возник дефицит автомобилей.

По данным российских ведомств, за январь-июль 2022 года в РФ произвели всего 321 тыс машин — это в три раза меньше аналогичного периода прошлого года. Такой дефицит стал причиной возрождения практики «серого» импорта. Упали даже продажи подержанных авто: за первое полугодие 2022 года россияне купили 2,17 млн легковых авто с пробегом — это на 22% меньше, чем в 2021 году. Подержанные машины снова начали везти из Японии, Европы и других стран, но желающие стать владельцами новенького авто стали смотреть в сторону Казахстана. Единый таможенный союз, невысокие пошлины, выгодный для россиян курс рубля к тенге, широкий выбор машин — все это подогревает интерес соседей к казахстанскому авторынку.

По данным ассоциации казахстанского автобизнеса, по продажам новых авто июнь стал самым успешным за 2022 год — продажи превысили 11 тыс единиц. Для сравнения: в мае их было на 3 тысячи меньше.

«Спрос на автомобили казахстанского производства в целом по рынку действительно есть, но какой процент в этом спросе приходится на россиян или представителей других стран, достоверно сказать невозможно», — сообщила Forbes.kz пресс-служба АКАБ.

В целом, по прогнозам АКАБ, в 2022 году рост продаж на рынке Казахстана составит порядка 10-15%.