Как цифровизация госуслуг повышает их качество, рассказали эксперты Центра поддержки цифрового правительства

Формирование цифровой экосистемы и упрощение с ее помощью государственных услуг – неотъемлемая и важная часть внедрения цифровизации в Казахстане. Это предполагает создание и запуск современных информационных систем в разных сферах, будь то образование, медицина, социальная защита. О цифровой трансформации и о том, как она помогает повышать качество оказания госуслуг, агентству ИА «NewTimes.kz» рассказали эксперты – представители Центра поддержки цифрового правительства.

pixabay.com

Руководитель Центра цифровой трансформации государственного предприятия «Центр поддержки цифрового правительства» Акмарал Кенжекулова говорит: международный опыт показывает, что трансформация государственного управления – это не просто повсеместное применение информационных технологий или автоматизация тех или иных процессов. По большому счету здесь необходимо фундаментальное переосмысление стратегических и операционных бизнес-моделей.

«Бизнес-процессы наших госорганов зачастую были сформированы десятки лет назад и требуют пересмотра и актуализации с учетом уровня зрелости цифровизации, новых возможностей и решений под нынешние реалий. Именно с целью провести системный реинжиниринг бизнес-процессов государственных органов в 2020 году был создан наш центр. Центр цифровой трансформации находится под управлением офиса цифрового правительства и обеспечивает работу его структур, ведет методологическое и организационное сопровождение реинжиниринга бизнес-процессов государственных органов», - рассказала она.

Бизнес-аналитик Центра цифровой трансформации Алмат Кайракбеков отмечает, что в бизнесе понятие реинжиниринга используется уже давно и эффективно. Суть реинжиниринга процессов - в фундаментальном, иногда радикальном перепроектировании рабочих процессов, которые могут быть слишком сложными или не актуальными.

«Государственные органы, оказывая услуги населению и бизнесу, а также взаимодействуя между собой, используют практически те же механизмы, которыми пользуется бизнес. Отличие в том, что нередко госорганы оказываются более забюрократизированными и не отличаются гибкостью. Команды нашего центра, состоящие из бизнес-аналитиков, процессных аналитиков и IT-архитекторов совместно с представителями госорганов во главе с цифровыми вице-министрами проводят анализ бизнес-процессов и разрабатывают целевые модели бизнес-процессов», - сообщил Алмат Кайракбеков.

По его словам, в своей работе в центре всегда придерживаюмся четырех принципов и не пропускаем те процессы, которые им не соответствуют. Среди них - отмена любых справок, переход от понятия «электронный документ» к понятию «информационное сообщение»; данные принадлежат гражданам и бизнесу.

«На каждом этапе анализа текущего состояния бизнес-процесса мы задаем вопрос «зачем». Понимая конечную цель каждого процесса, команда сможет не только оптимизировать процесс, но и провести трансформацию предложив более современные и простые решения достижения цели», - считает бизнес-аналитик.

Один из процессов, который был рассмотрен командой центра и принят в реализацию – это упрощенный порядок оформления ДТП и страховых выплат. Об этом рассказал аналитик Центра цифровой трансформации Рустем Ирбатыров. Внедрение инноваций позволит сократить время на оформление ДТП, время ожидания решения суда и внедрить проактивную услугу получения возмещения ущерба.

«Больше года мы обсуждали вопрос внедрения формата европротокола при оформлении ДТП и получении страховых выплат с рядом государственных органов (МВД РК, АРРФР РК, МЦРИАП РК). Накануне были внесены изменения в законодательные акты РК, благодаря чему уже в 2023 году казахстанцы смогут оформлять ДТП с помощью мобильного приложения без участия полиции и обращения в суд для обеспечения оперативного получения страховых выплат», - рассказал Рустем Ирбатыров.

Чтобы действовал этот порядок, должны быть соблюдены некоторые требования:

ДТП произошло с участием только двух транспортных средств и люди не получили серьезные травмы; повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили; потерпевший и виновник ДТП вписаны в действующие полисы; ущерб, нанесенный ТС, по предварительной оценке, не превышает максимальную сумму страховой выплаты; потерпевший и виновник ДТП согласны оформить ДТП без вызова сотрудников дорожно-патрульной полиции и подписать европротокол.

Сейчас при ДТП сотрудники дорожно-патрульной полиции вручную собирают все данные: запрашивают объяснительные, описывают и рисуют схемы ДТП и т.д.

«Это затягивает весь процесс и создает определенные неудобства для потока машин, проезжающих мимо. При рассмотрении материалов дел в судебном порядке процесс занимает 15 рабочих дней и 10 дней для вступления решения суда в законную силу, что оттягивает процесс выплаты страховой компенсации. Внедрение европротокола позволит сократить время на оформление ДТП, время ожидания решения суда и внедрить проактивную услугу получения возмещения ущерба», - заключил аналитик Центра цифровой трансформации.