«Амбициозные разбойники»: Ученый по-новому объяснил происхождение казахов

Специалист по казахской истории средневековья в западном мире Джу-Юп Ли недавно представил в Алматы широкой научной общественности Казахстана свою книгу. В ней автор подробно исследует феномен такого явления, как «казаклык», и предлагает отличное от современных интерпретаций мнение об образовании казахов, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: Марина Хегай

Об этом он рассказал в интервью «Каравану».

Главный аргумент книги заключается в том, отмечает автор, что формирование казахов на рубеже XVI века следует понимать в историческом контексте «казаклыка» (qazaqlïq), на русском — «казачество», «казакование».

«В постмонгольский период понятие qazaqlïq обозначало форму политического бродяжничества, что подразумевало бегство (откочевку) из своего государства или племени и/или ведение вольной жизни «бродяги» на границе или в отдаленном регионе. Такой образ жизни казаклык получил широкое распространение начиная с середины XIV века, когда раздробление государств Чингизидов, а затем и Тимуридов породило постоянный приток политических бродяг-кочевников, которые в попытках вернуться в политику или обеспечить себе политическое выживание бежали и стали «вольными авантюристами» в приграничных районах Мавераннахра и на обоих концах Кыпчакской степи. Тимур, Абулхаир хан, Жанибек хан, Керей хан, Мухаммад Шейбани хан и Бабур — все они были диссидентами или откочевавшими лидерами династии Чингизидов и Тимуридов, которые до основания своих государств вели «казахский» образ жизни. Это позволило им собрать отряд верных воинов и увеличить свою политическую и военную мощь», — поясняет историк.

Его книга, считает Джу-Юп Ли, бросает вызов как современным интерпретациям этногенеза казахов, которые утверждают, что казахи образовались путем объединения всех кочевых народов, населявших степи Казахстана с бронзового века до монгольского нашествия, так и западному объяснению, которое отождествляет возникновение казахов с образованием Казахского ханства во второй половине XV века.

«Первое объяснение упускает из виду важный исторический факт, что отдельной казахской идентичности не существовало до середины XV века. Последний между тем не учитывает сложную природу казахского этногенеза. В моей книге, напротив, подчеркивается тот факт, что развитие казахской идентичности в восточной Кыпчакской степи после откочевки Жанибек хана и Керей хана происходило параллельно с возвышением узбеков-шейбанидов в Мавераннахре после соответствующей откочевки и перехода на казаклык Мухаммада Шейбани хана и завоевания южной части Центральной Азии на рубеже XVI века», — отметил автор.

У Джу-Юп Ли позже произошел спор с одним казахским историком. В оригинале книга называется Qazaqlïq, or Ambitious Brigandage, and the Formation of the Qazaqs. State and Identity in Post-Mongol Central Eurasia. Он не знал, что термин аmbitious brigandage (в переводе с англ. — амбициозные разбойники) имеет негативный оттенок.

«На конференцию пришли многие ученые, чему я очень был рад и счастлив, интерес был необыкновенным. Большинство историков теперь знает об этой книге. Я им сказал, что мой интерес к казахской истории до этого времени был сродни невзаимной любви. К сожалению, казахи не проявляли ко мне никакого интереса. Мне нравится казахская история, я занимаюсь ей более 20 лет, казахи в моем сердце и мыслях уже столько времени. Книга получила позитивный отклик от англоязычных читателей, но в Казахстане о ней не говорили, ее не знали. Я был счастлив, когда она вышла в 2016 году на английском языке, но все еще чувствовал какую-то пустоту, так как хотел сделать вклад в казахстанскую историческую науку. Спустя 5 лет фонд Shon взял на себя организацию перевода моей книги на казахский и русский языки, сделав ее доступной для широкой аудитории, за что я очень благодарен», — сказал ученый.