От сбора вещей до фонда: Астанчанка осуществила мечту юности и теперь помогает людям

В 2009 году в Астане открылся благотворительный фонд «Нур Алем Казахстан». Свою работу он начинал со скромного пункта приема и раздачи вещей для нуждающихся. Сейчас на его попечении более тысячи семей и более 4 тыс детей. Людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и нуждающимся семьям помогают продуктами, одеждой, лекарствами, бытовой техникой и другим необходимым. О том, как добрые дела меняют судьбы, мы поговорили с основательницей фонда Натальей Коноваловой, которая каждый день живет его заботами и радостями, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото из личного архива Натальи Коноваловой

— Как возникла идея открыть фонд и помогать людям? 

— Перед тем как открыть фонд, мы с подругой съездили в детские дома, сходили в отдел социальной защиты, чтобы понять, с какой аудиторией будем работать. Изучив ситуацию, выбрали категорию «Малоимущие семьи», которые остро нуждались в помощи, и решили начать со сбора вещей.

В самом начале фонд находился в здании партии «Нур Отан» (сейчас Amanat — прим. ред.) по проспекту Тауелсиздик. Мы арендовали там помещение, расклеили объявления и начали сбор вещей. Взяли списки семей из отдела соцзащиты, позвонили, пригласили к себе и сказали, что они могут выбрать для себя вещи. Так началась наша работа.

С 18 лет у меня было желание открыть фонд, приносить пользу своей земле, стране конкретными делами. Не думала, что моя мечта сбудется, но так оно и вышло. Спустя какое-то время фонд переехал в подвальное помещение по улице Кажымукана. Арендуем его с помощью волонтеров, которые оплачивают аренду. Здесь мы открыли социальный магазин, где все нуждающиеся люди могут выбрать одежду, обувь, игрушки детям. Также нам приносят коляски, велосипеды, бытовую технику, посуду, постельное белье.

По возможности, покупаем продукты и раздаем их. Все зависит от спонсорской помощи. Стараемся достать все необходимое, чтобы помочь людям. На данный момент у нас на попечении более тысячи семей и более 4 тыс детей.

Мы проверяем документы. Если человек относится к той или иной социальной категории, у него есть соответствующие документы. Также проводим опрос, анкетирование и затем вносим обратившихся в список семей, которым нужна помощь. Всего есть три списка. В первом — люди, которые посещают фонд больше года, во втором — жители, пришедшие в этом году. Третий список — это резерв, они ждут, пока освободятся места.

Так как на всех у нас не хватает продуктов, все нуждающиеся могут взять вещи. Если произошел пожар или возникли какие-то трудности, стараемся собрать все необходимое для обустройства — кровать, диван и т. д. Ограничений для посещения нашего фонда нет. Каждый, кто пришел, может пройти в социальный магазин и выбрать все, что нужно. Все вещи приносят горожане, они также узнают о возможности помочь людям из социальных сетей. Двери фонда всегда открыты в рабочие дни и это привлекает людей. Наш адрес: Кажымукана, 14.

— Есть жители, которые постоянно помогают и интересуются жизнью фонда?

— Горожане очень активно помогают: приносят вещи, аккуратно их раскладывают, не жалея на это сил и времени. Для удобства при входе мы поставили шкаф, чтобы люди могли и в выходные оставить здесь вещи. Всю одежду перебираем и раскладываем по полкам, чтобы люди смогли подобрать нужный им размер. 

Есть люди, которые вместе с нами с открытия фонда. Они помогают до сих пор не только вещами, но и продуктовыми наборами. Благодаря этому мы можем раздавать семьям определенное количество продуктов. При этом ведется строгий учет — люди получают продукты по ведомости, под роспись. Каждый может прийти и посмотреть на то, как все происходит. Также мы составляем фотоотчет. Одеждой помогают многие жители. Что касается продуктовых наборов, люди покупают их на свои деньги, и мы уже их передаем нуждающимся семьям. Многие из тех, кто оказывает благотворительную помощь, — верующие люди. Они вкладывают в эту деятельность большой смысл и значение.

— Расскажите о случаях, которые запомнились вам за время работы в фонде?

— За все это время случалось много моментов, которые можно отнести к настоящим чудесам. Запомнился случай, когда у нас на попечении было всего 100 детей. Это детки, чьи семьи жили очень тяжело, и малыши редко видели на столе конфеты. На Новый год мне очень хотелось подарить им кульки с конфетами. На их покупку нужно было 70 тыс тенге. У меня было только 20 тыс тенге, и никак не получалось собрать нужную сумму. Мы уже объездили все магазины, писали письма спонсорам, но безрезультатно. 

Очень хорошо помню, на календаре — 24 декабря. Поехали в супермаркет поискать конфеты со скидкой. Приехали, а их раскупили, и на нас смотрели только пустые полки. Вдруг мне звонит мужчина и спрашивает: «Можно ли привезти не деньги, а кульки для детей на Новый год?» Я спросила, сколько сладких наборов он хочет привезти. И он ответил: «100 кульков». Не знаю, смогу ли я передать то чувство, которое тогда испытала. Я просто стояла и плакала. Этот человек не стал называть свое имя, а просто привез сладкие подарки для детей. Так что у всех историй бывает счастливый конец.

Был еще один случай. Однажды к нам пришла женщина и рассказала, что ее сыну не в чем выйти на улицу — нет обуви. У мальчика — инвалидность. Он очень любит футбол. Чтобы как-то раскрасить жизнь сына, женщина привозит его на поле, подкатывает ему мяч, и он его пинает. Эта история меня очень потрясла. Конечно, мы помогли семье. Мне бы хотелось отметить, что у мальчика большая любовь к жизни, он никогда не жаловался на испытания судьбы.

— Какие подарки на Новый год мечтают получить дети из подопечных семей?

— Все детки хотят на Новый год получить сладкие подарки. Я не знаю, как в этом году удастся сделать это для 4 тыс детей, так как спонсоров стало меньше. Очень надеюсь, что все-таки найдутся спонсоры, которые помогут осуществить новогоднюю мечту детей, мечтающих о конфетах на новогоднем столе.

— Кто работает в фонде? Как вы набираете сотрудников?

— Наши сотрудники устраиваются через центр занятости столицы по программе трудоустройства безработных граждан. В фонде трудятся люди из семей, с которыми как раз-таки работает фонд. Они знают все тонкости работы.

— Решился ли вопрос с помещением? В одном из интервью вы говорили, что хотели бы организовать комнату для занятий с детьми, которые приходят в фонд с мамами, а также о желании открыть здесь швейный цех для женщин из семей подопечных. Близки ли эти проекты к реализации?

— Сейчас мы очень нуждаемся в просторном помещении. При наличии дополнительных комнат можно было бы обустроить детскую комнату, организовать для детей полезные кружки. Швейный цех — это мечта, но на эти цели пока не можем найти помещение. Нынешнее помещение состоит из двух комнат, людей записываем в коридоре.

— Вы много лет посвящаете себя благотворительности, работая почти без выходных и отпусков. Что вас вдохновляет идти дальше по этому пути?

— Силы для этой работы мне дает мой внутренний двигатель, который помогает делать ее хорошо и оставаться порядочным человеком. Благотворительность приносит радость людям, а это дорогого стоит. Выполняя свою работу, я знаю, что живу не зря и приношу пользу своему народу. Благотворительность нужна всем нам. Это необязательно должна быть помощь деньгами, достаточно собрать вещи и отдать их тем, кто в них очень нуждается, помочь пожилым людям, в конце концов, просто взять и собрать мусор. Когда человек делает добро искренне, без какой-либо отдачи, это приносит ему пользу. Иными словами, добрые дела исполняют наши мечты.