Машин в дилерских центрах нет, а продажи новых авто растут. По данным портала Energyprom, в августе казахстанцы купили более 11 тыс легковушек и кроссоверов, что больше на 25% показателей минувшего года. Автоэксперты уверены: мировой кризис в автомобилестроении — на самом деле передел сил автопроизводителей на глобальном рынке, передает ИА «NewTimes.kz».
Журналисты astanatv.kz задались вопросом: можно ли продать подержанное авто в разы дороже, чем купить? Парадоксально, но такие правила действуют на казахстанском рынке уже несколько лет. В этом году удорожание иномарок — новых и с пробегом — объясняли геополитической обстановкой и нехваткой полупроводников.
«Была ситуация в апреле, например. Я помню, цены менялись каждую неделю, и буквально по миллиону тенге на некоторые модели добавляли раз в неделю. На сегодня цены предельные на подержанные и рынок новых автомобилей», — говорит автоэксперт Алексей Алексеев.
Казахстан запустил госпрограмму автокредитования, чтобы обновить автопарк в стране. По официальным данным, почти две трети машин в стране — «старички» старше 10 лет. Но доступные займы усугубили еще одну проблему, — ожидание, когда железного коня доставят в дилерский центр. Ускорить многомесячную очередь покупателю можно, но не бесплатно.
«Покупатель приходит в салон, а там нужно ждать от полугода до четырех лет. Людям приходится давать взятки, чтобы купить место в очереди и продвинуться быстрее, купить там автомобиль», — добавил автоэксперт.
Снижение утильсбора вновь обратило взоры автолюбителей на покупку транспорта из дальнего зарубежья, отмечают автоэксперты. Чаще всего из Кореи и Арабских Эмиратов. Занимаются этим, как правило, частные дилеры.
«Утильсбор уменьшили, и сейчас люди начали покупать автомобили. Тенденция есть такая», — пояснил руководитель отдела продаж Аскарбек Гусейнов.
Эксперт уверен: казахстанцы ощущают на себе отголоски борьбы за глобальный рынок крупных производителей авто.
«У китайского автопрома автомобили есть в наличии и дефицита нет. У всех этот дефицит есть, а у них нет. Это как-то странно. Притом что чипы эти приходят как раз из Тайваня, Китая и так далее. Но китайцы в этот кризис очень даже продвинулись. Только за последние два года в Казахстан зашли четыре китайских бренда, и зайдет еще парочка», — считает автоэксперт Алексеев.
Кризис полупроводников, охвативший весь мир, по разным прогнозам, закончится в 2025 году. Но даже эту дату на фоне ситуации в мире и проблем с логистикой называют неточной.
Ранее стало известно, что льготное автокредитование в Казахстане планируют возобновить в ноябре.
Напомним, 16 мая в Казахстане стартовала новая программа автокредитования. К 25 мая уже было принято 16,2 тыс заявок, из них одобрено 5,4 тыс. Тогда сумма по одобренным заявкам достигла 40,4 млрд тенге. Так, для упрощения процедуры было отменено требование о наличии у потенциального заемщика VIN-кода автомобиля.
Первый вице-премьер Роман Скляр сообщил журналистам 27 августа, что правительство будет стремиться найти возможности увеличения сумм, направляемых на льготное автокредитование.
В мае ФРП выделил 100 млрд тенге на выдачу льготных автокредитов через несколько банков второго уровня. Эти средства были распределены следующим образом: АО «Банк ЦентрКредит» — 27,5 млрд тенге, АО «Евразийский банк» — 35 млрд тенге, АО Forte Bank — 15 млрд тенге и АО «Народный банк Казахстана» — 22,5 млрд тенге. Условия: ставка вознаграждения по кредиту — 4% годовых (эффективная — 7,5%), срок финансирования — до семи лет, первоначальный взнос — от 0%. Максимальная сумма займа — не более 10 млн тенге при стоимости автомобиля до 15 млн тенге.