Мурал «За мир» подарили Уральску молодые горожане. Они собрали на его изготовление 1 млн 270 тыс тенге, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Уральскую неделю».
Творческий замысел претерпел изменения из-за одного аксакала — бывшего заместителя председателя филиала партии Nur Otan, председателя городского объединения ветеранов и акимата города.
«Безнадежно испортили» — сходятся во мнении те, кто видел мурал до и после вмешательства председателя объединения ветеранов и руководства отдела внутренней политики.
На торцевой стене пятиэтажного дома, расположенного по проспекту Абая, появилось изображение маленькой девочки, которая на стене рисует дом, солнышко и птиц под призывом «Люди, мир для нас сохраните». Арт-объект, или мурал, — это проект команды молодых людей из 20 человек, которые познакомились друг с другом год назад, проходя обучение в тренинг-центре «Автор своей жизни». Программа обучает студентов развивать свои лучшие качества, в том числе обучает навыкам создавать социальные проекты.
«Мы выбирали долго. Сначала думали сделать видео позитивного содержания, но потом решили, что все-таки мурал — именно то, что нужно. Нашли вот это место. Здесь уже было изображение, но устаревшее. Мы решили его реанимировать. Посчитали, что для создания мурала понадобится 1 миллион 200 тысяч тенге. Деньги собрали сами, вовлекали в свой проект знакомых, друзей. Выбрали художника, Кристину, которая сделала несколько эскизов. Я лично взяла ответственность за завершение этого проекта», — рассказывает предприниматель Любовь Шухлина.
Инициаторы проекта обратились с эскизами в акимат города для согласования. На это у них ушло четыре месяца.
Вскоре мурал с девочкой с двумя косичками был почти уже готов. Но тут неожиданно для Любы и ее товарищей по требованию акимата работа была остановлена.
«Один пожилой человек пожаловался в отдел внутренней политики акимата на нас. Ему не понравилось, что у девочки две косички, он заявил, что это не в национальных традициях. Акимат нас заставил убрать их и нарисовать одну косичку девочке. Иначе, сказали нам, не дадут дальше рисовать мурал. Пришлось нарисовать девочку с одной косичкой. А ведь мы ожидали, в первую очередь от пожилых людей, поддержку своего призыва за мир», — добавляет Любовь.
Художница Кристина Лозован признается, что сильно расстроена. И не только тем, что на переделку почти готового мурала ей потребовались дополнительное время и усилия. Художница заявляет, что пострадало качество рисунка.
«Художественный замысел был в трогательном образе маленькой девочки — очень хрупкой, нежной, беззащитной. Первоначальный рисунок пришлось сломать. То, что получилось после переделки, потеряло эту детскую хрупкость и нежность», — комментирует Кристина.
Начальник отдела внутренней политики Ербол Кушеков ответил на обвинения.
«Ну что я могу сказать? Нигмет сказал, что казахские девочки не носили две косички. Нет, я не угрожал, что не дам дорисовать мурал», — ответил Кушеков.
Вопрос, не считает ли он, что допустил вмешательство в творческую свободу художника, Кушеков оставил без ответа.
Отметим, что на вопрос, сколько косичек носили казахские девочки, авторы этнографических исследований отвечают по-разному: пишут, что носили и по 40 косичек, и две.
Художник и предприниматель задаются вопросом: был ли смысл искать его в образе маленькой девочки на мурале, главный посыл которого — сохранить мир для детей?