Мажилисвумен Гульдара Нурумова в депутатском запросе заявила, что высокая аварийность на дорогах Казахстана связана со снижением требований к качеству подготовки водителей, передает ИА «NewTimes.kz».
Она пояснила, что в РК ежегодно случается более 13 тыс ДТП. По ее данным, в авариях гибнет более 2 тыс человек, 18 тыс получают ранения. Так, уже в текущем году количество ДТП выросло на 9%, в них погибло на 21% больше граждан.
«95% всех ДТП совершаются по вине водителей, в основном из-за превышения скоростного режима, нарушения правил маневрирования, выезда на полосу встречного движения и нарушения ПДД пешеходами, велосипедистами, водителями самокатов и скутеров. С начала года полицией пресечено свыше 4,5 млн нарушений. Это говорит о низкой компетентности тех, кто управляет автотранспортом», — адресовала Нурумова свой запрос первому заместителю премьер-министра РК Роману Скляру.
По мнению депутата, во многом такому положению дел способствовало поэтапное снижение требований к качеству подготовки водителей. С 2016 года в Казахстане реализована возможность допуска к экзаменам после самостоятельной подготовки. С 2018 года для открытия учебных центров не требуется получения лицензий и разрешений. Сейчас обучение осуществляют 747 учебных центров. Все эти факты привели к тому, что учебный процесс подготовки водителей начал проходить формально. Наряду с ослаблением подготовки реформы коснулись и процедуры экзаменов. Функции по проведению экзаменов были переданы от министерства внутренних дел госкорпорации «Правительство для граждан». Следствием этого решения стала низкая доступность автоматизированных автодромов при спецЦОНах, и это стало причиной поиска незаконных путей получения водительских прав и роста коррупционных правонарушений.
Мажилисвумен заявила, что данные реформы разрушили подготовку водителей «под ключ».
В связи с вышеизложенным депутаты считают необходимым исключить для впервые получающих права водителей возможность онлайн- и самоподготовки. Также они требуют провести ревизию государственных стандартов и правил подготовки водителей, предусмотреть контроль и ответственность автошкол с привлечением к его осуществлению саморегулируемых организаций и профессиональных объединений, а также палаты предпринимателей «Атамекен».