Отвратительные школьные туалеты в Казахстане выставили напоказ

Конкурс на фотографию самого худшего школьного туалета в стране объявило издание Peremena.media. Галерею таких туалетов можно увидеть на сайте, а также прислать фото уборной в своей школе, передает ИА «NewTimes.kz».

Коллаж: ИА «NewTimes.kz»

Конкурс проходит в рамках первой информационной кампании о качестве школьных туалетов в Казахстане. TOILE — чистая правда о школьных туалетах Казахстана. Toile — специальный проект, который привлекает внимание общественности к проблеме школьных туалетов в Казахстане. Название объединяет английское слово toilet («туалет») и казахское «сөйле» («говорить»). Проект честно и открыто говорит о теме, которая считается табуированной и неудобной.

«Мы считаем, что к концу года ребенка мы обязаны зафиксировать условия, в которых детям приходится справлять физиологическую нужду, и предложить родителям, чиновникам и неравнодушным людям механизмы для решения этой проблемы. Многие из нас помнят свой школьный туалет. Наверняка в нем не было отдельных кабинок, мыла и туалетной бумаги. К сожалению, сегодня ситуация мало чем отличается. Даже в большинстве столичных и городских школ уборные представляют собой голые унитазы без элементарных удобств и приватности. С самого детства дети привыкают, что их комфорт и безопасность не являются приоритетом», — отмечает главный редактор Peremena.media Айжан Мадиходжаева.

Авторы хотят способствовать тому, чтобы туалеты в образовательных учреждениях были доступными, комфортными и безопасными, отвечали всем санитарно-гигиеническим нормам во всех школах и во всех регионах страны.

Первые фотографии нелицеприятных туалетов для проекта добыли детские правозащитницы, школьницы Фатима и Медина Майсар.

«Чтобы помочь детям улучшить условия в школах, мы решили объездить с проверкой небольшие города Казахстана. Мы были в Шу, Арысе, Отаре, Саркане, Талдыкоргане, Конаеве, Ушарале, Акши, объездили несколько сел. До этой поездки мы даже не представляли, как много школ, в которых до сих пор есть уличные туалеты. Мы были шокированы, увидев этот пережиток прошлого в центре города, где ездят автомобили и люди говорят по сотовым телефонам. Было обидно за школьников, которым приходится пользоваться туалетом в таких унижающих достоинство условиях», — рассказали девочки.

Авторы проекта отмечают, что когда они спрашивали у детей про их школьные туалеты, чаще всего они сравнивали их с туалетами из разных фильмов ужасов.

В итоге они поделили проблему школьных туалетов на два аспекта:

  • Уличные (надворные) школьные туалеты, которые находятся преимущественно в селах и небольших городах. По данным национальной образовательной базы данных, в 2021 году в Казахстане осталось всего 69 уличных туалетов. В апреле этого года министр просвещения Асхат Аймагамбетов назвал новую цифру — 50 туалетов. Однако широко применяется практика, когда внутренний туалет есть, но он закрыт и детей вынуждены ходить в уличную уборную.
  • Внутренние школьные туалеты, которые находятся почти во всех 7 тыс общеобразовательных школах. Но действующие санитарные нормативы очень слабо регулируют такие вопросы, как наличие перегородок, кабинок, дверей, а также мыла и туалетной бумаги.

Уполномоченная по правам детей Алматы Халида Ажигулова считает, что туалеты для детей не отвечают требованиям безопасности, санитарии и уважению человеческого достоинства.

«Унитазы старые или сломанные, часто не работает смыв, застоявшийся смрад, отсутствуют индивидуальные кабинки, и двери в этих кабинках не закрываются. В итоге ребенку приходится справлять нужду на глазах других детей, что может привести к издевательствам и буллингу. Если ребенок с детства видит и ходит в страшные и смрадные туалеты, в которых нет туалетной бумаги и мыла, то он воспринимает это как норму. Потом он эту норму проносит по жизни везде, где бы не работал», — считает Ажигулова.

Проблема школьных туалетов, как пишут редакторы, только кажется раздутой. Недавно исследовательским центром PaperLab был опубликован отчет «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик». Исследователи пришли к следующим выводам:

  • Санитарно-гигиенические условия в школах влияют на длительность и непрерывность образовательного процесса.
  • Учащиеся тех школ, где есть только надворные туалеты, вынуждены терять значительную часть учебного времени на поход в туалет. Особенно остро эта проблема стоит в зимнее время (поход в туалет может занять 20 минут и забрать это время от учебы).
  • Отсутствие благоустроенных санитарно-гигиенических узлов в здании школы имеет гендерный аспект, где девочки пубертатного периода вынуждены избегать посещения школы несколько дней в месяц из-за невозможности провести санитарно-гигиенические процедуры во время менструации.
  • Наличие/отсутствие туалетов внутри здания — это наиболее очевидный признак социального разделения. Оснащение туалетов в разных школах демонстрирует не только разницу отношения к детям с разными финансовыми возможностями, но и формирует норму жизни.

В итоге информационная кампания Toile решила провести конкурс на худший школьный туалет, чтобы показать, прежде всего родителям, в каких условиях учатся их дети. А также чтобы найти партнера, который сможет поддержать одну или несколько школ и помочь им с ремонтом или оснащением школьного туалета.

«Мы убеждены, что проблему надо решать, а не прятать за грязной дверью. Поэтому проект Toile ищет партнера, чтобы создать важный прецедент. Мы хотим показать, что иногда решение проблемы нужно брать в свои руки, потому что дети прямо сейчас ходят в эти небезопасные, негигиеничные и противные туалеты. Это отличная практика, когда бизнес поддерживает реальные социальные инициативы. Если вы хотите поддержать детей, не обязательно дарить школе новые компьютеры или интерактивные доски. Иногда лучше отремонтировать туалет», — считает редактор Peremena.media Дия Батенова.

Если вы поняли, что в школе не созданы нормальные условия для детей, то вы имеете право взять ситуацию в свои руки и действовать, например, через попечительский совет. Совет «вырабатывает предложения при формировании бюджета организации образования», а также «вносит предложения уполномоченному органу соответствующей отрасли или местному исполнительному органу в области образования об устранении выявленных попечительским советом недостатков в работе организации образования».

Отмечается, что ответственность за состояние туалетов несет директор школы согласно закону об образовании. Поэтому вы можете самостоятельно обратиться к директору письменно через канцелярию, поскольку регистрация письменного обращения «включает» административные сроки, отведенные на его рассмотрение. После чего заявитель вправе обжаловать полученный ответ (или отсутствие ответа, а также другие формы бездействия) в управлении образования.

Законодательно функции финансирования школ, вопросы их строительства и создания необходимых условий, в том числе санитарных, находятся в ведении акиматов. То есть родителям, директорам и местным органам надо провести активную и упорную коммуникацию, чтобы пересмотреть бюджет и найти средства на решение проблемы школьных туалетов.

Фотографию своего школьного туалета можете выслать на WhatsApp-номер +7 700 974 28 90 с указанием номера школы, города и даты, когда был сделан снимок. Либо выкладывайте фото в социальных сетях под хэштегом #toile.