Тувинец после переезда в Алматы: «На родине я чурка»

Издание BBC выпустило видеоисторию о трех россиянах, переехавших в Казахстан. Они из разных регионов РФ, но их объединяет то, что они не относятся к титульной нации, передает ИА «NewTimes.kz».

Кадр из видео

Житель Тывы Дыгыл Монгуш на родине работал в ФСБ. После объявления частичной мобилизации переехал в Алматы, позже перевез сюда жену и детей. Он рассказал, с какими унижениями порой ему приходилось сталкиваться в России.

«Например, у себя в стране я россиянин, я служил, я офицер запаса, но все равно я чурка. И дети мои чурки. То есть я чувствую это везде», ― рассказывает тувинец.

По словам мужчины, раньше он верил в систему, выстроенную в его стране.

«Наша система построена на трех китах: очковтирательство, шаблонность и формализм. В этой системе процветают те, кто терпит, кто не имеет собственного мнения, если имеют, то молчат. В том же учебном заведении, где я учился, постоянно были нападки в адрес национальных меньшинств. Кавказцам, например, говорили: «О, с гор спустились», «чабаны». В том же Алтайском крае, в Сибири, я ехал в автобусе, мне говорили типа «подвинься, чурка». В Москве постоянно тормозили полицейские», ― рассказывает Дыгыл.

Читайте также: Переехавший из России казах: «В Москве работал, там вообще трэш»

Магомед Гайсаев из Ростова-на-Дону также переехал в Алматы, устроился педиатром. В синей сумке молодого врача лежат в основном книги ― пособия по педиатрии, лечебному делу, эндокринологии. С этой сумкой 27 сентября он перешел границу с Казахстаном.

Бегущие от мобилизации кооперировались в чатах, модератором одного из них стал астанинский предприниматель, уроженец Бурятии Александр Хаптареев. В первые дни к нему поступало по несколько запросов в день ― найти жилье, помочь с регистрацией.

«Родился в Улан-Удэ, первый раз заехал в Казахстан в 2020 году. Вселенная, наверное, так распорядилась, что сейчас являюсь волонтером, помогаю людям, так нужно было», ― говорит Александр, считая, что «это не их война и она никому не нужна».

В конце видео релокантов спрашивают о дальнейших планах на жизнь и пребывание в Казахстане.

«Планы? Мои планы ― жить. За родину надо жить, а не умирать», ― говорит Дыгыл.

Как оказалось, тувинец с семьей планирует перебраться в Канаду.

Педиатр Магомед Гайсаев работает в Алматы и уверен, что не вернется в Россию.