Казахстан ведет политику либерализации налогового администрирования

Казахстан в последние годы ведет политику целенаправленной оптимизации видов налогов, снижения ставок по ним, либерализации налогового администрирования. В конечном счете,  эти меры должны привести к серьезному росту налогооблагаемой базы и повышению привлекательности страны для иностранных инвесторов.

Фото: kapital.kz

В национальном плане «100 конкретных шагов» ставится задача  оптимизации налоговых и таможенных политики и процедур.

Как известно, комитет государственных доходов министерства финансов был создан  путем слияния трех ведомств ― налогового комитета, комитета таможенного контроля и службы экономических расследований финансовой полиции, приказом министра финансов от 30.09.2014 года №420 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан» внесены изменения по сокращению кодов бюджетной классификации (КБК). В результате на данный момент из 208 КБК по налоговым и таможенным платежам сокращено 119 или более 50%. Из них по налоговым платежам из 162 кодов сокращено 98 - 60,5%. По таможенным платежам из 46 кодов сокращено 21 ― 45,7%.

Причинами  сокращения называются путаница в определении  кодов, необоснованное начисление пени, большое количество зачетов и ошибочных платежей. Как считают в фискальном ведомстве, сокращение кодов  в целом положительно  отразится на  оказании государственных услуг для населения и бизнеса. Это существенно оптимизирует работу всех госорганов, серьезно снизит  нагрузку на информационные системы. И что очень важно ― при этом изменения не скажутся отрицательно на поступлениях в бюджет.

Среди важных задач комитета госдоходов ― улучшение позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка (ВБ), который является объективной внешней оценкой действий правительства в улучшении бизнес-климата страны. Он проводится ежегодно ВБ в большинстве стран мира по 11-ти индикаторам.   По итогам 2014 года Казахстан занял общее 77 место, опустившись на одну позицию.  

В компетенцию комитета госдоходов входят следующие индикаторы ― налогообложение и разрешение неплатежеспособности.  По индикатору «налогообложение» по итогам 2014 года  Казахстан занял 17 место в рейтинге из 189 стран. С учетом внесенных изменений в методологию за прошлый год ―16 место в рейтинге, в 2013 году ― 18 место.

Индикатор «Налогообложение» включает в себя 3 составные: 1.Общая налоговая ставка (в % прибыли) ― у Казахстана он составляет 28,6%, данный показатель  отражает налоговую политику страны.

2. Количество выплат ― в Республике Казахстан  6 платежей в текущем году, ранее было 7 платежей. Улучшение показателя связано с внесением изменений в методологию ― так, уплата индивидуального подоходного налога (ИПН) и социального налога считается как одна выплата. 

3.  Время, необходимое налогоплательщикам для выполнения своих обязательств. Данный показатель непосредственно отражает уровень налогового администрирования в стране. В Казахстане он составил 188 часов.

В целях улучшения данного показателя проведена работа по внедрению электронных счетов-фактур в Казахстане. Создана и функционирует бесплатная информационная система по приему и обработке электронных счетов-фактур.

В настоящее время в стране  действуют 214 центров приема и обработки информации, из них в 22-х уже установлена система электронной очереди. Также параллельно проводятся работы по подключению установленных систем к центральному серверу ― это позволит осуществлять контроль и анализ текущей ситуации во всех регионах, а также формировать отчеты по загруженности и качеству обслуживания налогоплательщиков.

По индикатору «Разрешение неплатежеспособности» по итогам 2014 года Казахстан занял 63 место. В связи с пересмотром ВБ методологии расчета индикатора по итогам 2013 года у Казахстана 82 место в рейтинге, ранее ― 54 место. Этот индикатор включает в себя  девять составных.

Для улучшения данного показателя принимаются следующие меры: с  1 января 2015 года кредитор может подать заявление в суд о применении к должнику реабилитационной процедуры. Кредитор вправе обратиться к банкротному или реабилитационному управляющему с запросом о получении  информации о ходе проведения процедуры реабилитации и  банкротства.  Он также  вправе обжаловать действия управляющих, судов.

С 2015 года в голосовании по изменению плана реабилитации участвуют только те кредиторы, чьи интересы затрагиваются. В целях сокращения сроков проведения процедуры банкротства, кредиторам предоставлено право прекращения поиска «безнадежного»  движимого имущества. 

В целях сохранения бизнеса продажа имущества банкрота предусмотрена единым лотом через электронный аукцион, проходящий по адресу www.gosreestr.kz

Также в ходе проведения процедуры банкротства администратор вправе с согласия собрания кредиторов получить кредит. Погашение этого кредита, осуществляется после залоговых кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов банкрота.