Школьницы создали «Алису» на казахском языке

София Синицина и Амина Искакова из НИШ создали аналог существующих голосовых ассистентов и назвали его EWA. Девочки из Костаная уже получили авторское право на свою разработку и планируют распространять колонку среди потребителей, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Наш Костанай».

Фото: Лариса Божко

Девочки учатся в 12-м классе и параллельно урокам занимаются своим проектом.

«EWA – уникальный интеллектуально-информационный ассистент. Эта умная колонка имеет множество функций, одна из них – определение температуры воздуха в помещении, содержание газов в нем, тем самым есть возможность предотвратить возникновение пожара. Колонку можно использовать как на производстве, так и у себя дома. EWA способна решать задачи по математике, физике, химии, биологии. Также она выводит запросы из «Википедии», рассказывает сказки и выполняет команды, к примеру, включает и выключает свет», – рассказывает Амина Искакова.

EWA разрабатывалась 2-3 месяца, больше всего времени заняла загрузка информационных библиотек и внедрение казахского языка.

«Мы не видели ни одной отечественной разработки в этой сфере, поэтому нам хотелось внести свою лепту. Наша колонка должна была обязательно понимать казахский язык и говорить на нем. Озвучивает колонку компьютер, сделать человеческую начитку нам было бы не по силам. К слову, чтобы озвучить подобную технику, нужно порядка 270 часов записи с профессиональными дикторами, средств и времени у нас на это не было. Поэтому обошлись без человеческого голоса», ― отмечает София Синицина.

EWA работает на одноплатном компьютере Raspberry, поэтому найти подходящие для колонки инструменты было сложно. Если бы юные ученые использовали WINDOWS, Linux или MAC, стало бы легче. Однако София и Амина придерживались принципа доступности своей колонки, поэтому материалы брали недорогие.

«Создавать свои собственные проекты в школьном возрасте реально – пробуйте и старайтесь. Наши одноклассники тоже придумывают разные интересные штуки, могу для примера назвать разработки ребят «3D-игра для изучения тем по информатике» или «Анализ человеческого организма с помощью дополнительной реальности». Они не особо сложные, но, главное, имеют социальную и практическую значимость», – заключили София и Амина.