Советская власть уничтожила Аральское море?

Почему советские чиновники не остановили обмеление Арала? Куда ушла вся вода? И есть ли шанс возродить Аральское море, которое до 1960-х было четвертым по размеру в мире? Эксперты ответили на вопросы об этой экологической катастрофе, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: Кадр из видео

На YouТube-канале Airan эколог Лаура Маликова, политолог Жания Хайбуллина и гидролог ЮНЕСКО Алис Орели рассказали о самой большой экологической потере XX века.

До начала обмеления Аральское море было четвертым по величине озером в мире, расположенное на границе Казахстана и Узбекистана. Оно занимало около 68 тыс квадратных километров. Его питали две реки — Сырдарья и Амударья. Вода в Арале была слабосоленой, и в ней ловили рыбу.

Почему Аральское море стало высыхать?

Трагедия началась в 60-х из-за неумеренного забора воды для сельского хозяйства. Советская власть интенсивно занималась земледелием, и тогда Москва стала требовать все больше и больше урожая, а значит, росли объемы воды на полив. Таким образом, площадь Арала сократилась на три четверти.

«Воды использовалось все больше и больше. Об этом не отчитывались. Один из ученых того времени вообще заявил, что для Российской империи экономическая выгода от орошаемого земледелия была выше, чем от рыболовства и мореходства. Якобы моря вообще не должно быть. Так море постепенно начало отдаляться от берегов», — рассказала политолог Жания Хайбуллина.

Также вода из Амударьи и Сырдарьи уходила на орошение хлопка и риса. Чтобы питать большие площади посевов, построили Каракумский канал. По нему воду из Амударьи направляли в Туркестан. Во времена хрущевской сельскохозяйственной лихорадки Узбекистан, Туркменистан и юг Казахстана стали хлопковой житницей СССР. Москва ставила огромные задачи, которые не всегда выполнялись по плану. Но все равно в регионе ежегодно собирали миллионы тонн хлопка и тратили на это колоссальное количество поливной воды.

Советская власть была помешана на хлопке, потому что из нее делали одежду и занавески для граждан. Гигантское количество отправляли на экспорт. Кроме того, хлопок являлся стратегическим продуктом. Собранные вручную хлопковые волокна использовали для производства нитроцеллюлозы. Из нее делают порох и ракетное топливо.

«Для выращивания одного килограмма хлопка требуется 5 тыс литров воды. Хлопок и рис — влаголюбивые растения, которые требуют много воды. В то время люди не понимали, какой вред наносят экологической среде. Таким образом, сплошное потребление привело к высыханию Аральского моря», — прокомментировала эколог Лаура Маликова.

На сегодняшний день площадь Арала в восемь раз меньше той, что была до обмеления.

                      1960 год – 68 тыс 900 кв. м..                  2015 год - 8 тыс 303 кв. м.

«При использовании Аральского моря не брали во внимание то, что должно быть гидрологическое равновесие в потреблении. Их решения не учитывали вред окружающей среде, растительности, влияние на жизнь людей. Корабли оказались в соленой пустыне, а люди, жившие по берегам, — в эпицентре экологической катастрофы. Пыльные бури начали разносить соль и стекавшие в море ядовитые отходы от удобрений на 500 километров вокруг. В Приаралье стали отмечать аномальную детскую и материнскую смертность», — рассказала гидролог ЮНЕСКО Алис Орели.

Варварское земледелие привело не только к вымиранию озера и климатическим изменениям, но и к тяжелым заболеваниям. Аральцы стали чаще болеть в отличие от других казахстанцев. Чаще всего диагностировали анемию, бронхит, туберкулез и онкологию. Выросла детская смертность. Виной тому были пресловутые хлопковые рекорды.

Вернется ли Арал?

В 2000-х построили Кокаральскую дамбу. Плотина была предназначена для регулирования уровня воды в Малом Арале. Она начала удерживать воду из Сырдарьи в североказахстанской части озера. В результате площадь Малого Арала увеличилась. Кроме того, там начали появляться некоторые виды рыб, такие как камбала и сазан.

Специалисты уверяют, что возродить Арал почти невозможно.

«Для того чтобы вернуть Арал, нужно полностью прекратить использование воды из Сырдарьи и Амударьи. Итого при полном отказе потребуется как минимум 200 лет», — высказывает неутешительные прогнозы политолог Жания Хайбуллина.