В 2019 году в Караганде был создан фонд «Добрый город». Благодаря его деятельности сотни брошенных животных обрели заботу, любовь и покровительство. О том, как общественные инициативы неравнодушных людей меняют казахстанский социум к лучшему, и как НПО смогут положительно повлиять на развитие общества, в том числе в сторону гуманизации, мы поговорили с руководителем фонда Натальей Угольковой, для которой забота о животных стала делом всей жизни, передает ИА «NewTimes.kz».
— Расскажите об истории создания общественного фонда «Добрый город». С какими надеждами и целями создавался фонд?
— Наш благотворительный фонд официально был зарегистрирован в 2019 году, но до того мы с единомышленниками уже долгое время занимались стерилизацией бездомных животных. Работа осуществляется за счет средств инвестора, сборов мы не ведем, но помощи всегда рады. Потребность в нашей работе была и остается очень велика. Ведь, кроме животных на улице, в таких операциях нуждаются и животные, которые уже оказались в приютах. Сами приюты, не имея ни финансирования, ни спонсорской помощи, не справлялись и не справляются даже с оплатой текущего лечения и зачастую берут в долг даже самые необходимые корма. А уж оплата операций для многих из них была и вовсе непозволительной роскошью. Поэтому, кроме животных с улицы, мы стерилизуем еще и тех, кто находится на попечении у волонтеров или уже обрел семью. Кроме того, за помощью в стерилизации питомцев к нам часто обращаются люди из так называемых социально уязвимых слоев населения — пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, приютившие питомца, но не имеющие средств на его стерилизацию.
— Много ли единомышленников у фонда, и кто помогает в его работе?
— Единомышленников уже, наверное, много, потому что за годы нашей работы в эффективности стерилизации убедились все, кому довелось как-либо с этим столкнуться. Эти люди убеждают и рассказывают об этом способе остальным. Иногда бывает, что кураторы животных оплачивают операции частично или полностью. Несколько раз неравнодушные люди присылали суммы, достаточные, чтобы оплатить операцию одной-двух собак или кошек. Самую масштабную финансовую помощь в мае прошлого года нашему фонду оказала меценат Гульмира Абдрашева, основательница Клуба добряков Астаны. На деньги, собранные ее подписчиками — 1 682 308 тенге, летом 2022 года было стерилизовано 116 животных — 67 собак и 49 кошек.
Единомышленников мне посчастливилось найти в лице инвесторов и руководства 5 телеканала, а результатом нашей работы стала еженедельная семейная, познавательная программа о животных «Соседи по планете», которая с декабря 2022 года выходит по субботам и в которой мы стараемся доступным языком рассказывать о самих животных, домашних и диких, о том, как можно помочь им, говорим о волонтерской деятельности, встречаемся с кинологами, ветеринарными врачами, психологами и педагогами, рассказываем о процессах, связанных с изменениями в законодательстве... Но в целом это, конечно, программа о любви. Это первый подобный проект в Казахстане и я счастлива, что имею к нему отношение.
— Вы много лет занимаетесь защитой животных. Как для вас лично начинался этот путь?
— Все, как обычно, началось с ужаса от человеческой безответственности. «Благодаря» ей в нашей семье сначала появился кот, выброшенный на улицу совсем крохотным, беспомощным малышом, потом собака, оказавшаяся обузой для прежнего владельца... Сейчас с нами живут три собаки, каждая из которых в свое время стала хозяевам не нужна. И кот, из заморыша превратившийся в исключительного красавца. Почему я с такой уверенностью говорю, что все животные были брошены — потому что чистокровные спаниели уж точно не рождаются на мусорной куче, и кот точно не сам упаковал себя в хозяйственную сумку, тайком повешенную на ручку двери... Как и многие-многие другие животные, наши звери стали жертвами человеческого равнодушия и предательства. И их истории послужили толчком к тому, чтобы начать разбираться с причинами, а не только с последствиями.
— Ощущают ли сегодня общественники поддержку обычных казахстанцев и в чем это выражается?
— Если говорить о зоозащите — а именно ее работу я знаю изнутри лучше всего, то да, поддержка, безусловно, есть. Чаще всего это тихая деятельная поддержка — личным участием, личным временем и средствами, препаратами, передержками для животных, попавших в беду. Люди, которые помогают животным, как правило, не любят трубить о своих подвигах и добрых делах. А вот оппонентов наших слышно бывает очень сильно. Особенно неприятно, что представители вертикали власти, местных исполнительных органов, чаще всего, придерживаются аналогичной с ними точки зрения и практически не скрывают этого.
— Без каких составляющих немыслимо эффективное гражданское общество? Что необходимо для его успешного развития?
— Без здоровой идеологии не будет ничего. Без понимания и ощущения каждым гражданином личной ответственности за происходящее. Без гордости за результаты своего труда. Но первостепенная задача — искоренение коррупции во всех сферах общественных отношений.
— Как НПО смогут повлиять на общество?
— Они не только могут, они реально влияют. По крайней мере, те из них, которые действительно занимаются решением какой-либо проблемы и могут продемонстрировать результаты своей работы. Пусть даже сейчас это влияние не очень заметно, но оно есть и имеет накопительный эффект.
— Какие сферы жизни в Казахстане, на ваш взгляд, требуют особенно активного участия неправительственных организаций?
— Самыми беспомощными и обойденными вниманием в Казахстане являются люди с особыми потребностями, старики...Если говорить об общественных проблемах в целом, то это, в первую очередь, проблемы экологические — загрязнение атмосферы, сокращение территорий обитания диких животных, безобразное жестокое уничтожение зеленого «фонда» и крайне безответственное отношение к домашним животным — как сельскохозяйственным, так и к домашним питомцам. Все происходящее не может оставить равнодушным человека думающего и сострадающего, а самые больные вопросы вызывают у него самое горячее желание изменить ситуацию к лучшему... Когда таких людей несколько и они объединяются ради достижения цели, возникает именно эта самая неправительственная организация — и начинает работать. Помогать старикам, добиваться условий для людей с инвалидностью, спасать животных или чудом уцелевшие леса.
— Какими вы бы хотели видеть казахстанские неправительственные организации в будущем?
— Уважаемыми, успешными, находящимися в постоянном и результативном сотрудничестве с властями. Пришло время признать, что дело, которым мы занимаемся, приносит реальную пользу стране и людям.
— В Казахстане каждый день регистрируют случаи жестокого обращения с животными. В чем, на ваш взгляд, кроется причина жестокости, с которой и дети, и взрослые казахстанцы нападают на животных?
— Жестокость — очень опасное и заразное искривление психики. Она как ящик Пандоры — однажды выпущенные оттуда ужас и хаос заражают все, к чему прикоснутся. Большое зло начинается с малого, посеешь ветер — пожнешь бурю. Сегодня в Казахстане чудовищный уровень насилия, подростковой преступности, самоубийств... Домашние любимцы, которые в развитых странах оказывают людям эмоциональную поддержку даже в самых сложных ситуациях, в Казахстане превратились в объекты для ненависти и убийства. Насилие по отношению к животным служит началом цепочки других преступлений — теперь уже по отношению и к людям.
— Как, на Ваш взгляд, можно изменить эту ситуацию?
— Способы давно известны. Сферу регулирования численности бездомных животных передать в руки людей, которые, действительно, любят животных и имеют успешный опыт в решении данной проблемы. Ситуацию может начать менять любой крупный чиновник, который возьмет себе приютского щенка или котенка, будет писать о нем в соцсетях, расскажет о посещении приютов вместе со своими детьми, подаст пример нормального человечного отношения.
— Спасибо Вам за интервью.