«Важно, чтобы гражданское общество продолжало увеличивать свою роль и профессионализм» - эксперт

Ощутимый вклад в развитие гражданского общества в Казахстане вносят неправительственные организации. Они реализуют полезные проекты, способные изменить качество жизни, будь то инициативы по улучшению экологической обстановки, предложения по выстраиванию эффективной работы ОСИ или проекты по повышению правовой грамотности. О том, как выросло в своем развитии за последние годы гражданское общество в Казахстане, мы поговорили с директором общественного фонда «ТРИНТА» Юлией Натаровой, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото ЧФ «ТРИНТА»

— Какие задачи можно назвать по-прежнему актуальными для неправительственного сектора Казахстана?

— Задачи гражданского общества определяются с нескольких позиций. Существует Концепция развития гражданского общества, которую разрабатывали с участием представителей гражданского общества, НПО, активистов, она принята указом президента. В документе указаны конкретные задачи до 2025 года. Они связаны с наращиванием потенциала, с развитием направлений гражданского общества, актуальных для Казахстана. Это и прозрачность принимаемых решений, участие жителей в принятии решений по развитию различных сфер или территорий, активизация волонтерской, благотворительной деятельности. Также это расширение деятельности активистов по разным вопросам, к примеру, малоохваченных.

Что касается задач развития гражданского общества в еще более широком понимании, это не только видение государства или отдельных институтов гражданского общества. Важно, чтобы гражданский сектор продолжал увеличивать свою роль, и здесь особую актуальность обретает наращивание профессионализма. В сфере НПО есть организации, работающие 30 лет — они уже ровесники независимости, а также те, что только создаются и встают на ноги. Безусловно, есть разрыв компетенций, потеря институциональной памяти, практики. Так вот, одна из задач гражданского общества Казахстана — как можно больше увеличивать потенциал и сотрудничать друг с другом. Из всего этого следует вторая задача — увеличение количества системных проектов, реализуемых объединяющимися организациями. Это поможет решить еще больше проблем. Сегодня наметилась хорошая тенденция, что в списках кандидатов депутатов маслихата и мажилиса есть немало представителей гражданского сектора. Если они, став депутатами, будут влиять на принятие решений на основе потребностей целевых групп — это станет большим шагом вперед.

— Какие предпосылки необходимы для успешного развития гражданского общества?  Чего, может быть, не хватает для эффективной работы НПО?

— Первое — это достаточная политическая воля, которая есть сегодня в Казахстане. Начиная с президента, все ветви власти четко обозначают нацеленность на партнерские взаимоотношения с НПО страны. Есть механизмы, которые позволяют выстраивать эти партнерские отношения. Второе — это расширение политического диалога и увеличение доли институтов гражданского сектора, которые в нем участвуют. Они взаимодействуют через разные механизмы — выборы депутатов, экспертные советы, рабочие группы при сенате, мажилисе, министерствах, какие-то межведомственные группы по разработке законопроектов. К примеру, Социальный кодекс, который сейчас активно обсуждают, разрабатывали на разных стадиях с достаточно активным привлечением неправительственных организаций. Мы знаем много примеров, когда и другие законы, кодексы, концепции разрабатывали с привлечением НПО.

— Как, на ваш взгляд, активные гражданские инициативы способны изменить общество и какими они должны быть?

— За годы независимости в стране накоплен хороший опыт — он показывает, как это может происходить. Примеров очень много. Если мы возьмем экологическую сферу, сетевая структура «Эко форум Казахстана» имеет в своем портфолио несколько примеров влияния на принятие решений, продвижений своих предложений в разработке законодательных актов и так далее. В частности, действующий Экологический кодекс в новой редакции разрабатывали с активным участием НПО. При реализации самых разных проектов, в том числе крупных, на займы Европейского банка реконструкции и развития, мы видим, как активно участвуют представители гражданского сектора в анализе этих проектов, информировании общественности. В данном случае мы — свидетели влияния на изменения общества.

Общество видит, что их представители — активные граждане, НПО, эксперты — способны повлиять на решения, касающиеся качества жизни, а именно экологической обстановки, вдохновляются этими примерами и больше верят в то, что это возможно. Второй пример. Сейчас в Казахстане активно развивается жилищная реформа, создаются разные объединения жильцов. Это так называемая низовая демократия, которая очень развита в США и европейских странах. Достаточно сложно развиваются у нас в связи с определенной пассивностью жителей. Мы в своей работе много анализируем, почему люди не всегда вовлекаются в активные инициативы. Это определенное разочарование в прошлых своих попытках: «Все равно ничего не изменится» или «Кто мы такие, чтобы повлиять на решения органов власти?».

Такие стереотипы, где-то подтвержденные реальностью, когда на местах не слышат граждан, создает много препятствий. При этом мы должны отметить, что положительных изменений здесь много. Возвращаясь к жилищной реформе, изменение подходов к содержанию имущества общего пользования параллельно меняет и восприятие людьми, обычными жителями того, что они могут добиться совместными усилиями. Мы в своей практике имеем опыт проведения дворовых модераций, плотного взаимодействия с ОСИ, и мы видим, как жители-лидеры сейчас начинают смотреть немного шире не только на доставшееся имущество, но и на то, как взаимодействуют жители, как они готовы вкладывать свои ресурсы, какие инициативы можно реализовать. Это дает каждому жителю почувствовать, что его инициативы могут иметь эффект. Еще один важный момент.

Сегодня активно развивается социальное предпринимательство: активные гражданские инициативы подкреплены хорошими ресурсами бизнеса. Мы видим много активных людей, которые приходят со своим бэкграундом. У них есть действующий бизнес, но они хотят сделать что-то полезное для своего села, города, целевой группы. Когда такие люди приходят в сектор, активность дает эффект гораздо быстрее: появляются конкретные объекты, изменения. Когда вокруг соцпредпринимателей объединяются и активисты другого плана, начинается сотрудничество с органами власти.

Мы видим реальные изменения — повышается доступная среда для людей маломобильных групп, появляются новые городские объекты, они делают жизнь людей более комфортной, интересной и современной. Это вещи на стыке, они немного непривычные для нас. К примеру, вопросы урбанистики, где активисты стараются что-то сделать, начиная от инсталляций, благоустройства, раздельного сбора мусора, заканчивая крупными проектами по трансформации городской среды — чтобы она отвечала потребностям, люди могли участвовать в разработке планов застройки, озеленения.

Все эти примеры говорят о том, что гражданские инициативы, активные люди способны изменить общество. Такие примеры есть в Казахстане. Стоит отметить, что за 30 лет в секторе сложилась когорта неправительственных организаций, которые выросли как эксперты, имеют большой потенциал, чтобы влиять на принятие решений, качественно работать в экспертных группах, вносить изменения в законодательные акты, реализовать компании в интересах своих целевых групп.