Крупные штрафы получили казахстанские предприниматели из-за переименования столицы, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал «Астана».
Ошибка произошла в системе популярного российского маркетплейса Wildberries, через который отечественные продавцы тоже реализуют свои товары. Более 500 астанчан не знают, куда обращаться и как добиться справедливости.
С конца февраля Wildberries начал выставлять штрафы от 500 тыс тенге и выше, рассказывают казахстанцы, которые вели бизнес через эту площадку. Десятки возмущенных предпринимателей собрались возле фирменного склада в Астане, чтобы выяснить, в чем они так провинились. Говорят, техподдержка сайта не отвечает, а из-за долга работать дальше нельзя.
«Wildberries в отчетах пишет, что отгружено на иной склад. Какой иной склад? У нас он один. Никто ничего не знает. Кому-то 20 тыс, кому-то миллион, кому-то 14 миллионов штрафы поприходили. Мало того что 25% забирают, так еще мы отдаем штрафы», — комментирует предприниматель Марина Гончаренко.
Однако на склад российской компании казахстанских партнеров не пустили. По словам охранника, руководство диалог вести отказалось.
Официального представительства компании в Казахстане нет, подчеркивает юрист Шынгыс Темир. Он смог немного прояснить ситуацию, связавшись со знакомым сотрудником компании.
«Вся проблема в том, что при выборе склада системой автоматически был выбран склад Нур-Султана, хотя нужно было выбрать склад Астаны. Это техническая проблема. Сейчас поступает информация, что маркетплейс готов пересмотреть эти начисления. Обещания маркетплейса многие оценивают достаточно критически. То есть ближе к праздникам, после праздников, может быть, им деньги даже и не вернут», — комментирует юрист Шынгыс Темир.
Тем временем на родине у российского маркетплейса тоже не все гладко. Как сообщают местные СМИ, там массово закрываются пункты выдачи — сотрудники бастуют из-за штрафов и долгов по зарплате. Казахстанские предприниматели обеспокоены, что их проблема не решится.
У казахстанских предпринимателей есть и другие претензии к Wildberries. К примеру, им не доступна внутренняя реклама на маркетплейсе, товары теряются. А особенно продавцов возмущает, что казахстанский товар не видят многие регионы России, Армении и Беларуси. Тем временем в отечественном министерстве торговли и интеграции лишь разводят руками. Мол, помочь не могут, так как ситуация гражданско-правовая. Оштрафованным советуют обратиться в суд.
«Ведутся работы по внесению изменений, дополнений в некоторые законодательные акты, в части защиты прав потребителей в рамках электронной торговли, а также регулирования деятельности торговых площадок, действующих на территории Республики Казахстан, в рамках которых предусматривается, что маркетплейсы будут предпринимать меры по нивелированию рисков недобросовестных практик», — сказал заместитель директора департамента цифровизации МТИ РК Руслан Уразалиев.
По словам чиновников, эти поправки прошли публичные обсуждения и скоро их вынесут на рассмотрение в правительство.
Напомним, ранее Минторговли пообещало решить проблему с доступом к Wildberries в Казахстане.