Воля к демократии

ВЫБОРЫ 2023: общество поддержало политические реформы Токаева. Радикалы – самовыдвиженцы, которые открыто ставили под сомнение политическую систему, потерпели поражение на конкурентных выборах. президент получил карт – бланш на продолжение демократических реформ.

Фото: ИА «NewTimes.kz»

В понедельник вечером, 20 марты, ЦИК объявил предварительные итоги внеочередных выборов в мажилис и маслихаты всех уровней. Несмотря на низкую явку избирателей в Алматы, все остальные регионы Казахстана показали довольно высокую активность. Хотя именно в Алматы наблюдалась самая серьёзная конкуренция между кандидатами и их состав на всех участках, особенно в мажилис, был максимально разнообразный: от представителей партии власти до махровых оппозиционеров различных толков и взглядов. Да и предвыборная агитация была самой активной и яркой именно в южной столице: мы наблюдали и сливы компроматов на конкурентов в соцсетях, и откровенное противостояния на площадках для дебатов в независимых СМИ. Выборы стали реальным столкновением различных точек зрения, а не безликой скукой.

Но главное не столько явка, а то, что избиратели позволили пройти в нижнюю палату парламента представителям шести партий и нескольким самовыдвиженцам, не представляющих интересы ни одной из политических партий. Такого «разношерстного» мажилиса не было в Казахстане более 20 лет. Это показывает, что политические реформы, которые анонсировал президента Касым-Жомарт Токаев, положительно восприняты населением страны. В первую очередь гражданами, кто использовал возможность реализовать себя как народного избранника.

Этот момент отметили независимые эксперты, которых сложно упрекнуть в предвзятости – представители Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ), наблюдавшие за всех ходом предвыборной гонки и самих выборов: «Досрочные парламентские выборы 2023 года прошли в контексте реформ, начатых с целью приблизить Казахстан к проведению выборов в соответствии с международными стандартами и обязательствами ОБСЕ. Поправки в законодательство учитывали несколько предыдущих рекомендаций БДИПЧ и расширили возможности выбора для избирателей, но необходимы дальнейшие изменения в нормативно-правовой базе, чтобы обеспечить достаточную основу для проведения демократических выборов».

Среди наиболее важных моментов, которые отметили представители ОБСЕ, было внесение в нормативно-правовую базу, регламентирующую выборы, значительные изменения, учитывающие ряд предыдущих рекомендаций БДИПЧ, включая обеспечение прямого избрания всех депутатов мажилиса, разрешение кандидатам-самовыдвиженцам участвовать в выборах, смягчение требований к регистрации партий и снижение избирательного порога с 7 до 5 процентов.

Думаем, не стоит говорить о том, как пестрели СМИ и соцсети в период до выборов и в момент агитации: не только диванные критики, но и не интересующиеся ранее политикой граждане широко обсуждали, что впервые за 20 лет у них появилась возможность прямого избрания депутатов. Самый же лучший показатель того, что общество положительно восприняло политические реформы Токаева - огромное число кандидатов-самовыдвиженцев в маслихаты и мажилис, не состоящих в каких-либо политических партиях. Наиболее высокая конкуренция была зафиксирована в Алматы и ряде других крупных городов Казахстана, где на одно место претендовало от 10 до 25 кандидатов. При этом большинство из кандидатов-самовыдвиженцев, не связанных никакими обязательствами перед партиями, проводили предвыборную кампанию, не стесняясь открыто выражать своё мнение о текущем положении дел в различных сферах деятельности: от политического устройства Казахстана до взглядов на международные события.

Этот важный момент также отмечен в предварительном отчёте Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) по итогам выборов: «Партийные платформы и месседжи касались широкого круга социальных и экономических вопросов, но и также, включая, среди прочего, призывы к проведению политических и экономических реформ, верховенство закона, надлежащее управление, последствия войны, вызванной вторжением Российской Федерации в Украину, а также национальную независимость и суверенитет. В целом кампания была более конкурентной в рамках мажоритарной гонки. Некоторые кандидаты-самовыдвиженцы открыто ставили под сомнение политическую систему, правящую партию и президента, время от времени предлагая альтернативные программы, расширяя выбор, доступный избирателям. Тем не менее, в ходе пропорциональной кампании партии в целом позиционировали себя как партии, поддерживающие политическое видение президента и программу реформ. Ряд самовыдвиженцев, независимых и оппозиционных кандидатов, баллотировавшихся по одномандатным округам, сформировали разные блоки для проведения предвыборной кампании; один из которых опубликовал совместный манифест».

Другой существенный момент – сами политические партии поняли, что со старыми партийными списками идти в парламент уже бесполезно. Партиям была необходима не просто «свежая кровь», а действительно креативные личности, действия которых будут приняты обществом и вызовут доверие у всех слоев населения. По составу основных участников гонки было заметно, что это понимают и в самих партиях. Теперь остаётся надеяться на то, что новые лица партий покажут свою активную гражданскую позицию и поддержку реформ Токаева реальными делами в новом мажилисе.

Важно отметить, что в короткий период, предшествовавший выборам, произошел изменение качества риторики политических партий. Стандартные программы и политические платформы, традиционно предлагающие избирателям увеличение социальных программ, постепенно начинают трансформироваться в требования институциональных реформ. Причем это происходит из-за большого количества критики, заполнявшего в этот период и социальные сети, и средства массовой информации.

Парадокс в том, что Токаев, снизив административное давление на политическую жизнь, тем самым заставил политиков отказываться от беспроигрышных ранее амплуа жертв режима. Показательно, что имеющие многотысячную аудиторию блогеры, активно эксплуатирующие миф о тотальной несправедливости режима, оказались за пределами симпатий избирателей. Те партии, что сумели вовремя понять изменение политической повестки и почувствовали настроение аудитории, преодолели порог для прохождения в Мажилис.

Хорошим показателем поддержки политических реформ президента Токаева стал и низкий показатель проголосовавших против всех – 3,9%. Совсем недавно такой графы просто не было в бюллетенях, и граждане портили их, если хотели выразить своё несогласие с кандидатурами. Это ещё раз показывает, что те, кто пришёл на избирательные участки, максимально использовали возможность отдать свой голос за ту или иную партию.

Уже после Наурыза мы увидим новый состав парламента и то, насколько проводимые президентом политические реформы способны изменить Казахстан. Тем более, что благодаря этим реформам появилась возможность отзывать депутатов даже из мажилиса. Любая пассивность и пренебрежение чаяниям избирателей отныне будет наказываться самым демократичным образом. И этот опыт обществу предстоит реализовать в самое ближайшее время.

Автор: Nika-Group, Жан Даради