Блеск и нищета политических технологий

ВЫБОРЫ 2023: В 2023 году мы увидели настоящую парламентскую кампанию с острой конкуренцией, взаимными обвинениями кандидатов, реальной борьбой за голоса избирателей. Эмоции порой перехлёстывали, как на футболе. Не обошлось без скандалов, компромата, судебных тяжб и других атрибутов электоральных демократий.

Фото: ЦИК

По итогам оказалось, что несмотря на эмоции в победители вышли наиболее технологичные, расчётливые, рациональные. В разгуле демократических страстей побеждает рационализм.

В век информационных технологий, казалось бы, так просто влиять на умы избирателей, под рукой у политтехнологов новейшие способы продвижения идей в массы, разработанные алгоритмы и продуманные стратегии. Самый массовый и самый простой инструмент – социальные сети. Но смогли ли им воспользоваться казахстанские партии, смогли ли адаптировать свои программы, свою предвыборную агитацию под требования времени? Или, может, это было совсем и необязательно?

Если проанализировать то, как готовились к выборам партии, можно проследить насколько подвержены влиянию казахстанцы. А, может, даже и то, насколько они доверчивы.

И так. Что смогли предложить семь казахстанских политических партий, бившихся за места в парламенте?

В первую очередь – тяжеловесы. Это опытные партийные организации с широкой сетью своих представительств по всей стране. Так, по подсчетам политолога Айдоса Сарыма, серьезная партия имеет в активе хотя бы по одному человеку в каждом из 200 регионов Казахстана. В крупных городах – несколько десятков штатных сотрудников. Такая партия проводит политические мероприятия, митинги, содержит сайты, запускает листовки, занимается благотворительностью.

Такая большая представленность в регионах и маслихатах есть у партии "Ауыл". И это помогло ей вырваться в лидеры даже несмотря на довольно слабо представленную в интернете агитационную кампанию. Скорее всего, залог их успеха – прямое общение с избирателями на местах.

НПК смогла собраться силами после продолжительной внутрипартийной борьбы, начавшейся после того, как ее возглавил Ермухамет Ертысбаев. Тогда ряды "народников" покинули тяжеловесы - бывшие депутаты мажилиса Ерлан Смайлов и Жамбыл Ахметбеков, члены партии Газиз Кулахметов и Куляра Маненова. В прошлом году сдал депутатский мандат Айбек Паяев. По данным аналитического центра Sailau 2023, НПК была второй по количеству упоминаний в соцсетях с момента начала агитации и смогла набрать достаточное количество голосов на выборах, чтобы пройти в парламент. Могли ли народники превзойти “Республику” и побороться с ними за голоса на их поле? Как видим, нет.

Respublica за счет членства в партии блогеров успешно разыграла "цифровую" карту в большой колоде различных политтехнологий. Молодая партия с азартом использовала для онлайн-кампании все свои аккаунты и, по данным Миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ, стала одним из лидеров по частоте публикаций и вовлеченности. Это помогло молодой партии выбиться в число лидеров предвыборной гонки. “По сути, преды Республики пошли на репутационный ва-банк”, - написал экономист Олжас Худайбергенов на своей странице в Facebook, назвав их агиткампанию “тусовкой с молодежью, которая, по сути, будет определять политику следующие 20-30 лет”.
Определенный рывок на удивление сделала по итогам выборов ОСДП. Слабая агиткампания, никаких новшеств и неожиданных приемов партия не использовала. Впрочем, может, этот вновь полученный кредит доверия – своего рода отложенное ожидание? В любом случае "оппозиционной" партии придется доказывать свою состоятельность.

Ак жол. В парламенте с 2012 года, имеет собственный годами наработанный застолбленный электорат, на фоне новичков выглядят профессиональнее за счет большого опыта. Агитационная кампания такая же традиционная, доказала, что имеет шанс на перезагрузку, несмотря на факапы лидеров и членов партии. Можно сказать, акжоловцы въехали в парламент по инерции, на старом топливе.

Создалось впечатление, что Байтак на этих выборах хотел просто заявить о себе. Возможно, сказалась нехватка ресурсов. Кроме того, практически у каждой партии в программе – “зеленый пункт”. А вот пункты других партий в программе “зеленых” никого не впечатлили.

“В пропорциональной гонке все политические партии вели предвыборную кампанию по всей стране; тем не менее, кампания и предвыборные месседжи казались более динамичными и открытыми в рамках мажоритарной гонки и в крупных городах. Кампания была наиболее оживленной в социальных сетях, отчасти из-за того, что ряд известных активистов, блогеров, журналистов и других инфлюенсеров выдвинули свои кандидатуры, но также из-за меньших средств, необходимых для онлайн-кампании, по сравнению со стоимостью традиционной агитации. Тем не менее, интерес избирателей к парламентской гонке оставался низким”, - написала в своем отчете Международная миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ.

А что Amanat? Судя по результатам выборов, Amanat смог консолидироваться, использовал возможности своих ячеек и авторитет своих знаковых членов и в итоге получил значительное большинство голосов на выборах. Партия максимально грамотно использовала свои возможности. А они у политической организации с многолетней историей действительно внушительные. И хотя ее предвыборная интернет-кампания тоже была самой заметной, решающее значение для их победы имел прямой контакт с избирателями «на земле». Аманатовцы с удовольствием использовали и традиционные методы борьбы за избирателей – живые встречи с учителями и шахтерами, трудовыми коллективами и работниками искусства, их целевая аудитория – все казахстанцы. Лидер партии Ерлан Кошанов достойно показал себя на всех теледебатах. И казахстанцы проголосовали именно за них. Они видели этих людей, они слышали, они знают, с кого спросить. В отличие от тех, кто обещал много в тик-токе, обращаясь ко всем в целом, и ни к кому в итоге.

                                                                                                Автор: Nika-Group, Жан Даради