Юные Эйнштейны: научные открытия и разработки казахстанских школьников, которые могут удивить

Казахстанские школьники не перестают удивлять мир смелыми изобретениями, открытиями в науке, победами на престижных олимпиадах и состязаниях. За каждым таким достижением стоит талант, стремление к знаниям, творческий поиск и желание изменить окружающую жизнь к лучшему – сделать ее более здоровой, комфортной, экологичной. Протезы, «умные» фермы, роботы-помощники, генераторы сайтов – свои изобретения ребята посвящают разным сферам, от медицины до сельского хозяйства. О ярких достижениях отечественных школьников – читайте в материале ИА «NewTimes.kz».

Фото: сайта Минпросвещения РК

В Астане с 15 по 17 марта прошел весенний конкурс научных проектов, где свои идеи и разработки представили казахстанские школьники. На несколько дней место, где проходило мероприятие, словно превратилось в большую лабораторию, где шли разгоряченные дискуссии, ребята что-то доказывали друг другу, открывали новые знания и интересы.

Подумать только — больше 100 юных исследователей представили свои проекты, а которых говорили увлеченно и с большим энтузиазмом. Биомедицина, инженерия, технологии — все эти направления активно осваивают учащиеся школ. На конкурс приехали ребята из отдаленных сел областей, для них это целое событие, яркие и незабываемые впечатления, знакомство с новыми друзьями. признаются, что участие в таких конкурсах помогает им стать на шаг ближе к заветной мечте — стать учеными, увидеть мир и помогать людям с помощью современных изобретений. 

Дарья Мустафина и Амира Сайранова — две школьницы из села Маркаколь Восточно-Казахстанской области создали глазной протез. Для этого они кропотливо и дательно изучали строение глаза, мировой опыт протезирования. В своей работе школьницы опирались на образец индийского робототехника Канти Шармы.

Фото: стопкадр/facebook/oquagartuministrligi

В будущем девочки хотят и дальше заниматься наукой, создавать проекты, полезные для общества. Свой проект они представили в Астане лично министру просвещения Казахстана, и охотно ответили на все вопросы участников встречи.

Большая часть разработок последних лет отечественных школьников связана с применением новых технологий. Так, ученик одной из школ Толебийского района Туркестанского области Елдос Елу в результате своей исследовательской работы разработал «умную» ферму. Принцип действия фермы автоматизирован. Целым хозяйством можно управлять онлайн, не находясь на территории фермы, с помощью мобильного приложения. Есть специальный датчик, который может определить приближение человека или животного, по команде шлагбаум поднимается и опускается. О своевременном корме животных на ферме можно не переживать — все сделано таким образом, что с помощью датчиков автоматически подать корм.

Необычный проект Елдоса отметили на конкурсе научных проектов: он выиграл первое место на районном этапе и второе место на областном. А вот школьники из Алматы разработали интернет-платформу под названием dAIgnosis. Ее цель — диагностировать заболевания и назначать подходящие лекарства. Платформу придумали как помощь для студентов — будущих медиков. Команда школьников выиграла миллион тенге. Эти деньги они хотят потратить на свою разработку. Сейчас школьники уже подготовили альфа-версию приложения и намерены предложить свое сотрудничество медицинским вузам и колледжам.

Одно из популярных направлений среди ребят - робототехника. Школьница из Кентау Аружан Смайл под руководством Акниет Елемесовой придумала робота, танцующего танец Қара жорға. По ее словам, главная цель необычных проектов – совместить казахские национальные игры, такие как «Арқан тартыс», «Көкпар», «Теңге алу» с технической сферой и открыть напрямую путь к знаниям подрастающего поколения.

Ученики республиканской физико-математической школы Арсен Кылышбек и Владимир Борзенков разработали проект Whoock — генератор и редактор веб-сайтов, с помощью него можно создать полноценный интернет-сервис. За свой проект ребята получили грант на 550 тысяч долларов от Microsoft for Startups. По их словам, создание сайта будет происходить через общение с искусственным интеллектом, который будет выполнять запросы клиента. Мы уже писали про Арсена, который вместе с единомышленниками разработал платформу для поступления в престижные вузы мира. Он начал заниматься стартапами в юном возрасте, принимал активное участие в различных конкурсах, где его работы получали высокую оценку.

К слову, только за три года отечественные школьники завоевали на международных конкурсах 166 золотых, 203 серебряных и 329 бронзовых медалей.