Казахстан остается в аутсайдерах по уровню газификации среди государств — участников ЕАЭС. В РК пользуются голубым топливом только 11,6 млн человек, или 59%, при общей численности 19,7 млн граждан, передает ИА «NewTimes.kz».
Как пишут аналитики Energyprom.kz, хуже обстоят дела только в Кыргызстане, где доступ к этому топливу получило 38% населения. Остальные партнеры по союзу в газовом вопросе ушли далеко вперед, хотя по природным запасам газа Казахстан опережает всех, кроме России. В самой РФ при населении 145,5 млн человек уровень газификации достиг 73%.
Беларусь при минимальном уровне добычи, по большей части за счет импорта, обеспечивает 97% жителей своей страны газом. Армения, несмотря на полное отсутствие каких-либо газовых месторождений, также относится к числу стран — лидеров по газификации (96%).
В Казахстане, несмотря на бесперебойную добычу и экспорт газа, сдвиги в решении внутреннего газового вопроса происходят медленно. Статистика министерства энергетики РК показывает, что с 2018 года уровень газификации изменился с 49,7% до 59%, шаг в динамике — всего 1–3 процентных пункта в год. По планам профильного ведомства к концу 2023-го численность населения, которое будет иметь доступ к газу, увеличится лишь на 160 тыс человек — до 11,8 млн человек (всего 60%).
Впрочем, усредненный показатель 59% не дает понимания, насколько сильно разные области Казахстана отличаются по уровню газификации. Основные газовые месторождения страны находятся на западе, поэтому практически все жители нефтегазовых регионов (Атырауская, Мангистауская, Западно-Казахстанская области) имеют доступ к голубому топливу.
Высоки показатели и на юге: Алматы — 99,2%, Шымкент — 94,2%, Жамбылская область — 90,2%. Это данные министерства энергетики, озвученные на заседании правительства 22 февраля. Все территории севернее такими цифрами похвастаться не могут: чем дальше от крупнейших магистральных газопроводов («Бейнеу — Шымкент», «Казахстан — Китай»), тем ниже уровень газификации. И даже долгожданное строительство газопровода «Сарыарка», завершенное три года назад, кардинальным образом пока не решило эту проблему в Центральном Казахстане. Обеспеченность Астаны, по данным Минэнерго, остается на уровне 15,1%, в Карагандинской и Улытауской областях этот показатель равен всего 1,5%. Практика показала, что подвести магистральный газопровод — это еще полдела, нужно построить газораспределительные сети. Именно на отсутствие сетей и волокиту с документами там, где трубы уже есть, жалуются жители регионов. Кроме того, жителям дорого обходится проведение газа непосредственно в дом. Об этом на заседании говорил Алихан Смаилов.
На этой рабочей встрече глава правительства Алихан Смаилов дал срок Минэнерго: до 1 мая вынести окончательное решение по вопросу газификации северных и восточных регионов. Но будет ли за два месяца решен вопрос, который находится в статусе «на рассмотрении» уже 30 лет? Жители Павлодарской, Северо-Казахстанской, Абайской и Восточно-Казахстанской областей в годы независимости не знали, что такое централизованный газ. Здесь вся энергетика построена на угольных станциях, а остатки советской газовой инфраструктуры находятся в аварийном состоянии. Показатель ВКО 3,1% складывается только из-за газификации одного небольшого Зайсанского района, куда газ начали проводить после 2013 года. Десять лет назад на этой приграничной с Китаем территории было разработано нефтегазовое месторождение «Сарыбулак». В сравнении с западными нефтяными гигантами «Сарыбулак» имеет очень маленький запас — всего 5 млрд кубометров газа. Этого недостаточно, чтобы всерьез рассматривать месторождение как основную ресурсную базу для всего Восточного Казахстана.
В обновленной генеральной схеме газификации на 2015–2030 годы есть несколько сценариев обеспечения востока и севера страны голубым топливом. Один из вариантов — построить ветку от магистрального газопровода «Сарыарка». Еще один путь — проложить трубы с северо-запада, от Костаная (от МГ «Бухара — Урал») на восток. Оба проекта — энергоемкие и долгие. По данным авторов генеральной схемы, для строительства подводящих газопроводов в регионе необходимо около десяти лет. Ускорить процесс можно, если начать газификацию не с природного, а со сжиженного газа. Для этого необходимо построить завод по сжижению природного газа и начать постепенно формировать спрос и внутреннюю инфраструктуру по регазификации со сжиженного газа на природный.
Гораздо более привлекательный сценарий — построить ветку из Омска через Павлодар в Семей и Усть-Каменогорск, отапливаться российским газом. Или можно использовать другой маршрут: из Барнаула в Семей, а оттуда — в Павлодар. Уже больше десяти лет эти планы находятся в стадии обсуждения, никаких конкретных подвижек нет, вопрос зависит от российских властей. Казахстан со своей стороны сдерживающим фактором такого сценария считает высокие цены на импортный газ. С учетом окупаемости инвестиций в строительство и высоких тарифов такой газ может стать «золотым» для населения, а без государственного субсидирования будет неконкурентоспособным в сравнении с углем.
К слову, о ценах. Стоимость природного газа, транспортируемого по распределительным сетям, за последние пять лет в Казахстане выросла существенно — на 47,5%. Это данные бюро национальной статистики АСПиР РК. Сжиженный газ, идущий по трубам, стал дороже на 10,3%, а пропан и бутан в баллонах, которые обычно используют для газовых плит, с 2017-го выросли в цене на 36,9%.
Если посмотреть динамику цен только за 2022 год, она будет относительно небольшой. В декабре прошлого года природный газ в сравнении с концом 2021-го стал дороже на 1,5%, сжиженный — на 2,9%, а баллонный подешевел на 21,5%.
Тем не менее в 2022 году казахстанцы увеличили расходы домохозяйств на сжиженный газ и другие виды топлива на 5,2%. Согласно данным выборочных обследований, среднестатистическая семья за 2022-й потратила на эти цели 30,7 тыс тенге.
Судя по выводам экспертов министерства энергетики РК, газификация страны имеет несколько фундаментальных проблем. Это и недостаточность ресурсной базы в будущем (без открытия новых месторождений Казахстан может столкнуться с дефицитом газа), и низкий уровень геологоразведки, и потребность в новых газоперерабатывающих заводах. Депутаты сената парламента добавляют к этому списку изношенность существующих магистральных сетей, непрозрачные условия работы для недропользователей и неравные цены на газ для жителей разных регионов. Масштабные вопросы развития не решались годами, и теперь, чтобы сделать технологический прорыв, нужны колоссальные средства.
По укрупненным расчетам, в газовую отрасль до 2030 года нужно вложить 4,3 трлн тенге. Когда авторы генеральной схемы считали эту сумму, подразумевалось, что деньги пойдут на строительство 42,6 тыс км газопроводов разной категории и двух газоперерабатывающих заводов. Предварительно, большую часть средств — 2,4 трлн тенге — должен вложить национальный оператор, еще 1,9 трлн тенге необходимо выделить из бюджетов разных уровней.
В сравнении с этими суммами реальные объемы вложений последних лет выглядят скромно. По информации Минэнерго, озвученной на заседании кабмина, на реализацию газовых проектов в рамках генеральной схемы с 2018-го по 2022 год было выделено 243,5 млрд тенге. В 2023-м будет транш еще 73,9 млрд тенге. Чтобы достичь цифры 4,3 трлн тенге, которую указывают аналитики — авторы генеральной схемы, необходимо увеличить объемы финансирования более чем в 17 раз.