В эпоху развития соцсетей и обилия информации проблема распространения фейков стала актуальной для разных стран. В каких случаях слухи, домыслы и предположения могут не только напугать, но и убедить интернет-пользователей? Почему иногда фейковые новости читатели принимают за чистую монету? Об этом мы поговорили с и.о. руководителя отдела исследования и анализа центра MediaLab Казахского института общественного развития Дулатом Өтеғали, передает ИА «NewTimes.kz».
Сегодня информационное пространство во всем мире очень насыщенное и разобраться в большом потоке новостей порой сложно, отмечает он.
«В основном, фейки распространяются через социальные сети. Среди причин, почему люди им доверяют — нехватка информации по той или иной теме, а также, если сведения исходят от знакомых, известных личностей, которым они подражают или разделяют их мнение. Часто фейкам верят, когда речь идет о здоровье, продуктах питания. Люди, распространяющие такую информацию, не задумываются, откуда она взята, является ли ее автор экспертом в той сфере, о которой он пишет. К тому же, алгоритм социальных сетей настроен так, что он выдает новость, которую читают наиболее часто. Соответственно, она распространяется и растет как снежный ком. Отсутствие разностороннего изучения информации, альтернативных мнений, критического мышления приводит к распространению фейковых новостей», — сказал Дулат Өтеғали.
По его мнению, чтобы повысить медиаграмотность среди интернет-пользователей, нужны комплексные меры в тех организациях, которые отвечают за большой поток информации.
«Как вариант — можно чаще проводить семинары, тренинги, где учат, как отличать правдивую информацию от недостоверной, выпускать небольшие брошюры о том, как распознавать фейковые новости. Нужно популяризировать среди жителей интернет-порталы по фактчекингу. В свою очередь, чтобы повысить уровень критического мышления, каждый человек должен совершенствоваться: повышать уровень грамотности, следить за трендовыми новостями в информационном поле, стараться быть разносторонним. На локальном уровне мы предлагаем делать фильтрацию фейковых новостей и просить отправителя не пересылать ее больше никому, чтобы она не распространялась дальше. Сейчас люди массово пользуются информационными сетями, но самое главное — учиться правильно их использовать и фильтровать новости», — считает собеседник.