Шлем, права и совершеннолетие: Сенат одобрил правила для самокатчиков в РК

Депутаты сената одобрили закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения», передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Сенатор Евгений Больгерт напомнил, что данный закон инициирован депутатами мажилиса парламента в целях дальнейшего совершенствования законодательства по вопросам организации дорожного движения. Основной целью закона является устранение существующего правового пробела и введение законодательного регулирования вопросов эксплуатации малых электрических транспортных средств, а также электрических самокатов.

Кроме того, законом вводится государственная монополия на изготовление свидетельств о государственной регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и государственных регистрационных номерных знаков.

Законом предлагается внесение изменений и дополнений в два закона Республики Казахстан — «О дорожном движении» и «О разрешениях и уведомлениях». Рассматриваемым законом предусматриваются следующие основные положения:

в законе «О дорожном движении» вводится понятие «малое электрическое транспортное средство» с указанием его технических характеристик и правовой регламентацией порядка эксплуатации и установлением перечня запретов для водителей; закон «О дорожном движении» дополняется понятием «электрический самокат», который признается транспортным средством с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час и определяются места для их движения, а также вводятся запреты для водителей.

«Водители электрических самокатов двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. При их отсутствии допускается движение электрических самокатов по правому краю проезжей части дороги с соблюдением условий и запретов, вводимых законом. В частности, это достижение 18-летнего возраста, наличие водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории, наличие застегнутого шлема, а при передвижении в темное время суток — наличие светоотражающего предмета, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств. По тротуару или пешеходной дорожке допускается движение электросамокатов со скоростью не более 6 км в час», — отметил депутат.

Предусматриваются права и обязанности водителей малого электрического транспортного средства и электрического самоката; устанавливаются запреты для водителей мопедов, велосипедов, малых электрических транспортных средств и электросамокатов.

Кроме того, внесены поправки, устанавливающие основания остановки транспортных средств сотрудниками органов внутренних дел для проверки транспортных средств, зарегистрированных в компетентном органе другого государства, на соответствие требованиям, предусмотренным законом «О дорожном движении». Вводится государственная монополия в области изготовления свидетельств о государственной регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и государственных регистрационных номерных знаков. Правом на осуществление данными видами деятельности наделяется республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения при МВД РК.

Закон «О разрешениях и уведомлениях» дополняется новым видом уведомления о начале или прекращении деятельности учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств.

В сенате полагают, что одобрение закона, принятого мажилисом, направленного на установление прав и обязанностей водителей электрических самокатов и малых электрических транспортных средств, ограничений и запретов, будет способствовать обеспечению правового регулирования общественных отношений по их использованию.

«Принятый мажилисом закон является первым шагом в сфере правового регулирования порядка использования средств индивидуального передвижения. Вместе с тем есть еще ряд вопросов, требующих своего законодательного решения в будущем, с учетом апробирования на практике вводимых правовых новелл, а также международного опыта регулирования порядка эксплуатации электросамокатов и малых электрических транспортных средств», — резюмировал депутат.

В конце мая аналитики сервиса онлайн-объявлений OLX.kz решили оценить казахстанский рынок электросамокатов и велосипедов. За период апрель — май этого года востребованность в электросамокатах упала сразу на 23% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го.