15 июня в специализированном межрайонном суде по уголовным делам столицы приступили к рассмотрению уголовного дела бывшего акима Кентау Рашида Аюпова. Экс-чиновник обвиняется в подстрекательстве к даче взятки и мошенничестве в особо крупном размере. Судебное заседание проходит в открытом формате, однако некоторые детали дела не могут быть разглашены ввиду того, что судебное следствие еще не окончено, передает ИА «NewTimes.kz».
«В 2013 году он, будучи сотрудником канцелярии премьер-министра, склонил собственника частной компании к даче взятки ответственным должностным лицам в особо крупном размере, обещая за это обеспечить победу в тендере по строительству. Получив требуемую сумму денег, он присвоил ее и потратил часть денег на приобретение нового дома в Астане, дорогостоящей автомашины и нескольких единиц грузовой техники» , − сообщили в агентстве по противодействию коррупции РК.
Главным потерпевшим и заявителем стал Сайдулла Кожабаев – основатель и мажоритарный владелец группы компаний «Alageum Electric», в которую входят ряд промышленных предприятий, включая АО «Кентауский трансформаторный завод».
По словам адвоката потерпевшего Ербола Канафина, получив требуемую сумму, на похищенные деньги подсудимый в тот же день купил себе новый Land Cruiser Prado стоимостью 13,4 млн тенге, в течение последующего месяца приобрел дом в Астане (коттедж в элитном районе) за 90 млн тенге и оформил его на имя своего родственника. Далее по указанию Аюпова его родственник, который хранил у себя эти деньги, на момент нахождения Аюпова в Лондоне перечислил на счет подсудимого сумму 15 тыс долларов США, а также еще 4,5 млн тенге его супруге.
«Всего, согласно показаниям Кожабаева, Аюпову было передано 3,8 млн долларов США частями. Аюпов также требовал передачу 50% акций Кентауского трансформаторного завода. Далее, учитывая негативный опыт взаимодействия с чиновником, мой доверитель постарался прекратить всякое общение, чтобы избежать дальнейшего вымогательства. Интерес к предприятию в скором времени ослаб, учитывая специфику и особенность промышленного производства: рентабельность в машиностроении сильно отличается от других отраслей в среднем на 15%», − отметил адвокат потерпевшего.
Читайте также: Экс-аким Кентау купил дом в столице и дорогое авто на откаты
Взамен, согласно показаниям потерпевшей стороны, Рашид Аюпов предлагал покровительство, а также финансирование со стороны государства, заявляя, что действует от лица своего руководства.
Насколько известно из открытых источников, на тот момент Рашид Аюпов работал в подчинении у Габидуллы Абдрахимова (экс-руководителя канцелярии премьер-министра, после — акима города Шымкента). Также известно, что по государственной службе они пересекались и ранее — работали вместе в агентстве по делам госслужбы.
«На первом этапе расследования Аюпов дал признательные показания, однако в последующем изменил их, а в настоящее время свою вину полностью отрицает. Обвиняемый выдает себя жертвой обстоятельств, тогда как есть показания ряда свидетелей, подтверждающих факт получения им 2,8 млн долларов США. По нашему мнению, учитывая ряд публикаций в некоторых СМИ, идет однобокое освещение дела, где за правду выдается позиция подсудимого, что больше похоже на попытку манипулировать общественным мнением. Хотя не все показания в рамках дела еще оглашены, так как судебное следствие продолжается», − отметил адвокат Ербол Канафин.
Как пишет ratel.kz, Рашид Аюпов категорически отрицает все обвинения в его сторону. Он также просил журналистов писать только правду.
«В средствах массовой информации орган следствия отрывается по-полной. Показывают обществу, как будто я последний человек. Я прошу, чтобы они онлайн не участвовали. Мы по частям будем сами давать информацию. Я сам был свидетелем того, что сотрудники антикоррупционной службы давали деньги заявителя некоторым блогерам. Кто-то отказывался, но такая игра шла», − заявил он.
Согласно показаниям потерпевшего, предложение познакомиться с Габидуллой Абрахимовым поступило от Рашида Аюпова через шымкентского предпринимателя, на что Сайдулла Кожабаев согласился, говорится в опубликованной статье.
«Ко мне пришел с моим сыном Нургельдиев, а цель визита была познакомить с его агашкой Аюповым. Он рассказал, что Аюпов Рашид работает помощником у Абдрахимова Габидуллы. Он тогда работал заместителем рукапа президента. Мы поговорили, он сказал, что на уровне президента наш агашка может принимать решения, а вы только растете. И я принял его предложение. Сказал, что не возражаю, это нормальное явление, я готов. Было такое время, везде нужны были связи, покровительство, кто-то кого-то лоббировал. Мы нуждались в поддержке. И я согласился», − рассказал Сайдулла Кожабаев.
По словам предпринимателя, Абдрахимов пообещал ему поддержку на уровне правительства даже в случае проверок. Главная задача была зарабатывать деньги, а все проблемы они решат. Кожабаев признался, что тогда думал: все берут и все дают, иначе ничего не решится.
Пока свидетели дают показания на основании своих воспоминаний. Есть ли в материалах дела что-то более существенное, понять сложно, а причин не доверять любой из сторон — десятки, говорится в публикации.
18 мая этого года антикоррупционная служба сообщила о завершении расследования в отношении Аюпова. Он в разные годы был руководителем аппарата акима Шымкента, сотрудником канцелярии премьер-министра, возглавлял центр информационных технологий партии Nur Otan, работал советником акима Шымкента, председателем правления АО «НК «СПК «Шымкент». С июля 2019 года по 2021 год был акимом Туркестана, а затем заместителем акима Туркестанской области. В 2022 году назначен акимом Кентау. В октябре того же года Рашид Аюпов был задержан по обвинению в подстрекательстве к взятке в особо крупном размере и мошенничестве. Следственный суд вынес решение о его содержании под стражей.