Ирина Манжанова выразила мнение по поправкам в концепцию закона о госзакупках

Председатель комитета ЖКХ и строительства НПП «Атамекен», генеральный директор ТОО «Эдем» Ирина Манжанова выразила свою поддержку в отношении вносимых поправок и изменений в концепцию закона о государственных закупках работ.

Крайне положительная позиция обуславливается существованием необходимости постоянного улучшения действующего законодательства в соответствии с требованиями времени и экономической ситуации в стране.

Поддержка рамочного закона оправдана не только с позиции бизнес-сообщества, но и с позиции правовых, административных, законодательных и судебных структур государственного аппарата в силу неполноценности действующих формулировок закона.

Учитывая лабильность экономических показателей, а также непостоянство внешней политической обстановки, закон о государственных закупках работ обязан быть более гибким. Как показала практика, действующий формат Закона о государственных закупках не способен мягко адаптироваться под возникающие внешние изменения: ограничительные функции закона и его твердые временные рамки, а также отсутствие возможности быстрой корректуры его содержания сильно навредили экономическим показателям малого и среднего бизнеса в период стагнации — например, при ограничении передвижения транспорта в течении пандемии COVID-19, задержки поставок импортируемых материалов и иных закупок привели к срывам сроков государственных контрактов. При этом закон о государственных закупках показал свою полную несостоятельность в вопросе адаптации к нештатным ситуациям.

Система государственных закупок работ, в том числе примыкающий к системе регуляторный Закон обязан быть максимально простым, коротким и достаточно податливым для внесения изменений, дополнений, принятия дополнительных актов. Даже с учетом всех тех изменений, которые были внесены в данный Закон с момента его принятия, его полноценность всё еще остается под вопросом.

Эффективность закона является результирующей характеристикой его действия, свидетельствующей о способности закона решать соответствующие социально-правовые проблемы. Под эффективностью закона понимается соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их действия, т.е. степень достижения целей закона при его реализации. Эффективность законодательства определяется сложным комплексом факторов, характеризующих экономическую, социально-политическую, правовую и иную среду в стране, равно как ее долговременные позитивные (или негативные) изменения.

К сожалению, у нас не существует действующей системы оценки эффективности введенных в действие законодательных актов и иных НПА. Однако, потребность в подобной системе необходима. Теоретически, если бы функционал нашего бюрократического аппарата предусматривал анализ и сбор статистических данных относительно эффективности работы Законов, мы бы наглядно увидели, что нормы действующего Законодательства в области государственных закупок могут в среднем решить от 30 до 40% проблемных вопросов в своей области. Оставшиеся 60% в лучшем случае решаются путем переговоров, в худшем — в судебных инстанциях под условия трактовки в пользу государственного заказчика работ. При этом представляется, что ведомственное регулирование порядка организации и методики проведения оценки регулирующего воздействия неприемлемо.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть факт регулирования закона о государственных закупках работ министерством Финансов Республики Казахстан. Учитывая, что министерство непосредственно занимается регулированием работы всего аппарата государственных закупок, на лицо конфликт интересов: орган, который занимается проведением государственных закупок, орган, который проверяет процедуру проведения государственных закупок, а также орган, который влияет на изменения в законе о государственных закупках консолидирован в одном министерстве.

Так или иначе, такие бюрократические аппараты как КВГА, ДВГА, являются структурными подразделениями МинФина. Однако, регулятивная, административная и контролирующая функции не должны быть сосредоточены в руках одного государственного аппарата — в противном случае возникают огромные коррупционные риски. Такие подразделения, как КВГА и ДВГА (в том числе схожие с ними и входящие в МинФин) должны быть выведены из состава МФ и подчинения правительству в структуру независимого органа , как например АЗРК или Высшая аудиторская палата.

В качестве резюме, отдельно: мною поддерживается рамочный закон о государственных закупках работ, концепция его лояльности и открытости к изменениям согласно требованиям времени. Однако, как уже отмечалось, дальнейший правовой мониторинг позволит отследить качество принимаемых изменений и осуществить их своевременную корректировку на основе данных о проблемах правоприменения, вызванных недостатками нормативной основы. Оценка регулирующего воздействия призвана выявить и оценить возможные экономические последствия действия нормативных правовых актов. Несмотря на то, что эта деятельность в большей степени носит экономический характер, она позволит определить издержки как для государства, так и для субъектов предпринимательской деятельности, оптимизируя законотворческую деятельность.