Второй месяц идут раскопки в районе реки Киил. Судя по находкам, во II–IV веках нашей эры здесь жили кочевые племена гунны. В погребениях обнаружили бронзовое зеркало, бусы, броши, глиняные сосуды, всаднические мечи. По предположениям археологов, в святилище покоилась знатная личность, недалеко от нее, возможно, родич, еще в одном захоронении — служащий, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Диапазон».
Археологи раскопали пока семь объектов захоронений близ бассейна реки Киил. Одно из них — святилище, где, по предложениям археологов, была похоронена женщина из числа элиты.
Чуть поодаль от него археологи нашли еще одно захоронение, предположительно, человека одного рода со знатной особой, останки которой обнаружили до этого. Рядом с усопшей лежало бронзовое зеркало, на шее были бусинки, на груди — фибула (брошь).
Третье захоронение могло принадлежать зависимому от знатной особы человеку, полагают археологи. Если сарматы хоронили усопшего головой на юг, то гунны — на север.
«В I – начале II века в этих местах условия были суровыми для проживания. Установился слишком сухой климат, был джут, холодные зимы. Во II веке, когда климат стал несколько мягче, люди все-таки перекочевали сюда. Вероятнее всего, мигранты пришли со стороны Арала и Сырдарьи, сформировали свой союз, культуру, изменили традицию захоронения, даже форму черепа изменили — он был деформирован и вытянут. Элита специально деформировала череп ребенка на протяжении времени, воздействуя на него механически. Гунны жили примерно два века, усилили свое государство и пошли на запад. Позже обосновались на территории современной Венгрии», — поделился историческими фактами археолог Аслан Мамедов.
Как рассказывает специалист, в письменных источниках есть свидетельства, что с востока пришли варвары. Они другие на вид, у них своеобразная одежда, по-другому держатся, очень воинственные.
Гунны пытались завоевать Китай, но потерпели поражение и разделились на две группы. Одна двинулась в сторону Сырдарьи, смешалась с сарматами и вернулась на эти земли.
Гунны хотели консолидироваться, специально сооружали курганы, отделяли территории и стали занимать свои экологические ниши не только на водоразделах — в ложбинах. Есть объекты периода гуннов, схожие с «Хан моласы», есть могильники, которые тянутся на 5–6 километров, таких нет нигде. Все божества у них были связаны с природой: они поклонялись Тенгри, огню и солнцу.
По словам ученого, у казахов в традициях очень много схожего с гуннами. Они давали ас в память об усопшем, приходили в святилище.
«Семь лепешек-шелпек, ас беру, применение трав для очищения жилища — все идет от гуннов», — добавил Мамедов.