Проект по строительству АЭС вновь находится под серьезным вопросом. Об этом сообщил председатель правления «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов, передает ИА «NewTimes.kz».
Как пишет LS, в ходе пресс-брифинга он пояснил, что есть очень много факторов, которые могут повлиять на то, будет в стране АЭС или нет. Только после этого можно говорить о том, с какими компаниями будет вестись сотрудничество, будь это Росатом или кто-то другой.
«На сегодняшний день мы видим, что есть вопросы, связанные с местом расположения АЭС. Нам необходимо понять и определиться по месту, так как есть ряд требований, в том числе по воде, экологии», — заметил Жакупов.
Он пояснил, что водный вопрос в Казахстане серьезный, в том числе из-за обмеления Каспия и Балхаша.
По словам главы фонда, не менее серьезным является то, что атомная электростанция — очень дорогой проект.
«Стоимость станции исчисляется миллиардами долларов, возможно, десятками. Чтобы эта АЭС окупилась, какой должен быть тариф? Потянем ли мы, как государство, такой тариф? Опять же, мы пользуемся светом, заряжаем сотовые телефоны, выходим в интернет, смотрим телевизор. И если завтра мы, допустим, построим АЭС, то какая будет стоимость электроэнергии? Здесь нужно все факторы брать в расчет. Нам необходимо понять, готовы ли мы позволить себе это недешевое удовольствие», — высказался Жакупов.
Главе фонда напомнили, что до текущего времени госорганы постоянно говорили о необходимости строительства АЭС.
По этому поводу Жакупов отметил, что нужно принять взвешенное решение.
«У нас есть дефицит, да. АЭС, если мы ее построим, гипотетически покроет его. Но строительство займет порядка 10 лет. Это огромные деньги. Кто за эту электроэнергию будет платить? Мы с вами, наши дети. Что мы им оставим? Это взвешенное решение, здесь необходимо провести правильный анализ со всех сторон», — объяснил спикер.
Он добавил, что одним из требований АЭС является наличие большого водоема. Однако, судя по отчетам, Каспий и Балхаш мелеют.
«Если сейчас мы выберем одно место, поставим АЭС, а через 10 лет вода еще на 10 метров отойдет, что будет? Мы же работаем в той реальности, которая меняется. Как говорил ученый Чарльз Дарвин, выживает не сильнейший, а тот, кто быстрее всех адаптируется. Мы не можем принять решение: а давайте поставим. А после, через 10 лет, когда ее построят, вдруг воды не будет? Плюс есть еще вопросы местного населения. Не все готовы, чтобы у них под боком стояла АЭС, то есть ряд больших вопросов, на которые нужно взвешенно ответить», — заявил Жакупов.
18 апреля президент РК Касым-Жомарт Токаев обсудил строительство АЭС в РК с гендиректором МАГАТЭ.
16 сентября прошлого года сообщалось, что АЭС в Казахстане появится через 10 лет. Тогда же стало известно, что проект возьмут на себя международные инвесторы.
Вопрос возможного строительства атомной электростанции в Казахстане активно начали обсуждать летом 2021 года.
8 февраля 2022-го бывший председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев заявил об эффективности строительства АЭС на юге страны.
Глава государства в свою очередь выразил мнение, что без чистой атомной энергии мы потеряем всю экономику, не говоря уже об инвестициях.
18 марта глава Минэнерго Болат Акчулаков заявил, что АЭС в Казахстане планируют построить до 2035 года. 24 мая в министерстве энергетики РК заявили, что рассматривают в качестве места для потенциального строительства АЭС район озера Балхаш.