Старинный кобыз — изюминка зала этнографии Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. В свое время его передали в дар музею жители села Екатериновка Уланского района, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Kazpravda.
Как рассказали в музее, сельчане нашли кобыз в пещере в местных горах. Говорят, инструмент принадлежал местному шаману, который после революции, в годы борьбы с религией бесследно исчез. Однако краеведы раскопали более правдоподобные детали.
«Знаток истории Уланского района Кусаин Жаманбаев выяснил, что кобыз хранили несколько поколений рода толегетай, передавали его по наследству. Полвека им владела жительница аула Караозек Мажен Ермекбайкызы, играла на нем. Мажен-аже родилась в 1851 году, а умерла в 1931-м в возрасте 80 лет. До этого владельцем инструмента был ее родственник Иманбай, а тому он достался от его отца Ермекбая», – пояснила сотрудник музея Куляш Уалиева.
Самое удивительное, что, несмотря на несколько десятилетий, проведенных под скальным сводом, инструмент ничуть не пострадал.
Как следует из сопроводительного описания, экспонат, оформленный в фонде как кобыз Ермекбая, представляет собой кылкобыз из цельной части ствола можжевельника. В древесине этой породы содержится минимум смолы, она легкая, прочная, удобная для обработки. Инструмент издает ясный громкий звук, который был слышен қозықаш на расстоянии 10–12 км. Поверхность у него гладкая, словно отполированная самим временем. Как установили специалисты, мастер, а возможно, позже и сами музыканты смазывали поверхность кобыза курдючным жиром — для придания большей плотности.
«По сравнению с современными инструментами этот «певец» втрое больше. У него почти метровая длина и вес чуть ли не пять килограммов. Голосник обтянут шейной кожей верблюдицы. Лицевая поверхность обвита кованым металлом, покрыта серебром и украшена девятью листовидными подвесками-погремушками. Инструмент однозначно был изготовлен как шаманский, на это указывает и четырехугольное зеркальце на чаше», — рассказала сотрудник музея.
Как отметили в музее, само слово «кобыз» отражает богатство обертонов: «коб» — это множество, пучок, «ыз» — жужжащий, дребезжащий звук. Две струны изготовлены из конского волоса, в каждой по 35–40 ниток. Волос брали от пятилетнего скакуна, причем отбирали самый прямой и гладкий. Пучки погружали в мыльно-сахарный раствор, подсушивали, с помощью ножа придавали огранку и натирали смолой сосны. Все эти действия служили одной цели — увеличить звучность инструмента.
К сожалению, в экспозиции отсутствует смычок — не сохранился. Но, судя по похожим инструментам того периода, он был лукообразным, или ыскыш — от слова «ысу» (тереть). Шаман играл исключительно на нижнем регистре, чтобы из-под смычка рождались густые таинственные звуки.
По сведениям, собранным областным историко-краеведческим музеем, в степях Восточного Казахстана звучали кюи Коркыта, Ыхлыса, Баубека, Козбена, Тулака.