В проектном офисе по развитию национальной системы квалификаций при министерстве труда и социальной защиты населения проанализировали перечень гибких навыков, которые указывает работодатель при размещении вакансий на электронной бирже труда, и выделили из них наиболее востребованные, передает ИА «NewTimes.kz».
Каждая профессия или деятельность требует наличия определенных навыков, и чем больше времени и усилий мы вкладываем в развитие своих навыков, тем более опытными становимся в своей сфере. Навыки разделяются на hard skills (жесткие навыки) и soft skills (мягкие, или гибкие, навыки).
«Жесткими называют профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить, проверить с помощью экзамена. К ним относятся такие умения, как использование компьютерных программ и различной техники, вождение автомобиля, знание иностранного языка и так далее.
В свою очередь, мягкие навыки — более универсальные и зависят от черт характера и личного опыта человека. Часто их называют личными качествами, и от них зависит уровень самоконтроля и эффективности взаимодействия с другими людьми», — рассказала управляющий директор АО «Центр развития трудовых ресурсов» Ольга Киселева.
С каждым годом значимость гибких навыков в деятельности человека стала увеличивается, так как они позволяют быть более эффективным в разных сферах деятельности, быстро адаптироваться при переходе в новую компанию или отрасль, на рабочем месте и при переезде в другую страну.
Так, в десятку гибких навыков, которые наиболее часто желают видеть в своих работниках работодатели, вошли:
- ответственность, то есть способность осознания своих действий и готовность принимать последствия своего выбора, данных обещаний, отвечать за собственные поступки и решения;
- самостоятельность — способность полагаться на себя, самому ставить цели, достигать их и решать собственные проблемы за счет своих ресурсов;
- пунктуальность — способность выполнять свои обязательства вовремя, свидетельство организованности и собранности самого человека;
- адаптивность — способность подстраиваться к различным ситуациям и приспосабливаться к организациям, рабочим группам, привычкам и ценностям, характерным для конкретного предприятия/организации;
- умение работать в команде — способность работать и координировать свои действия с другими сотрудниками предприятия/организации, выполнять свои задачи совместно, вносить свой вклад в работу группы, организовывать работу группы для получения максимальной отдачи от вклада каждого;
- стрессоустойчивость — способность сохранять самоконтроль, чтобы действовать эффективно в раздражающих, непредвиденных или стрессовых ситуациях;
- аккуратность — черта характера человека, выражающая этику его отношений к себе, труду, к вещам, к людям, проявляется в любви человека к порядку, в тщательности выполнения обещаний, во внешней опрятности, в исполнительстве, точности и т. п.;
- дисциплинированность — способность вести себя и работать контролируемым образом, что предполагает соблюдение определенных правил или стандартов, принятых в обществе или в рабочем коллективе;
- терпение — способность сохранять выдержку, самообладание и сдержанность в ожидании нужных результатов, спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья в собственной жизни;
- сотрудничество и взаимодействие — способность организовывать совместную деятельность, работать и координировать свои действия с другими сотрудниками рабочего коллектива, четко передавать и обмениваться информацией, активно слушать, быть непредубежденным.