Игры на чувствах, угрозы, давление: Полицейские о любимых уловках киберпреступников

Ежегодно жертвами интернет-аферистов становится все больше казахстанцев. Преступники придумывают новые виды обмана в интернете. И чем более совершенными становятся приемы их выявления, тем более изощренные схемы они применяют. Только в Алматы за интернет-мошенничество в этом году задержано 90 подозреваемых. Превалирующая же часть преступлений остается нераскрытой. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова выясняла, какие методы в борьбе с киберпреступниками применяют алматинские полицейские и насколько они эффективны.

Фото: pexels

В департаменте полиции Алматы рассказали, что за семь месяцев в городе зарегистрировали 1250 уголовных дел. Их раскрываемость составила 35,7%. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, наблюдается тенденция к снижению правонарушений. Это в полиции объясняют ведением профилактической работы.

«По мере поступления и установления новых видов и способов совершения мошенничества с использованием информационных технологий в СМИ и социальных сетях публикуется информация о способах и методах совершения интернет-мошенничеств. Цель – не допустить, чтобы на удочку злоумышленников попали простые граждане», – рассказали в ДП Алматы.

Как обезопасить себя?

Как правило, аферисты преследуют единственную цель — обманным путем завладеть чужими деньгами или имуществом. Они умеют расположить к себе людей, играть на их эмоциях и чувствах, запугать. Среди них есть психологи, специалисты по финансам, экономике, страхованию.

А потому сотрудники правоохранительных органов не устают призывать граждан проявлять бдительность при совершении любых денежных операций с помощью банковских карт и никогда никому не раскрывать данные карты. Также специалисты рекомендуют использовать при регистрации в социальных сетях, интернет-магазинах номер телефона и адрес почтового ящика, к которым не привязаны данные банковских карт.

«В настоящее время на базе департамента полиции Алматы создан пилотный проект Сувероl. Его цель — поиск и апробаця современных методов, а также средств противодействия интернет-мошенничеству. Наиболее частые методы, используемые интернет-мошенниками, — это продажа несуществующего товара в социальных сетях и приложениях для подачи объявлений, звонки якобы из службы безопасности банков, где говорят, что с ваших карт идут подозрительные транзакции и нужно перевести деньги на «страховочный счет», звонки с просьбой срочно отправить деньги, так как кто-то из родных попал в беду. Схемы давно известные, тем не менее, мошенники находят своих жертв», — рассказал начальник отдела по борьбе с киберпреступностью департамента полиции Алматы Игорь Пудовкин.

Психолог Самал Ахметова не понаслышке знает, какие приемы используют киберперступники. Несколько месяцев назад на ее маму оформили кредит. По словам Самал Ахметовой, звонившие использовали такую тактику, что женщина ничего не заподозрила и назвала персональные банковские данные.

«Не секрет, что по ту сторону разговора за «сердобольным сотрудником банка», который волнуется за сохранность ваших средств, стоит обычный мошенник, хорошо подготовленный для разговора. Психологические приемы, скрытое давление и угроза — все это любимые приемы преступников. С помощью искусства манипулирования людьми они изучают своих жертв, играют на эмоциях и завоевывают доверие. Совет: всегда сомневайтесь, задавайте неудобные вопросы, просите говорить на казахском языке. Но главное, не поддавайтесь манипуляции», — посоветовала специалист.

Полицейские призывают повышать киберграмотность, быть осторожными и осведомленными и отмечают: всегда можно перепроверить предоставленную информацию.

«В случае, если вам звонят и просят сообщить данные банковской карты, счета и т. д., позвоните в call-центр банка, сообщите о происходящем либо обратитесь в правоохранительные органы. Это сделать гораздо проще, чем потерять сбережения», — отметил Игорь Пудовкин.