Новые коррупционные схемы и появление целого класса нелегальных мигрантов могут стать следствием такого решения. И это только самая малая часть проблем, к которым может привести попытка властей по регулированию численности населения Астаны, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на КТК.
Жителей столицы стало так много, что на всех уже не хватает ни воды, ни тепла, ни места на дорогах. Но как быть со свободой перемещения и конституционными правами граждан? На эти вопросы в правительстве обещают ответить уже в сентябре.
Улагата Куанышпайулы в Астану привела болезнь ребенка. Его шестилетний сын страдает аутизмом, а в Байконыре, где они жили, да и во многих других регионах страны ничем помочь в лечении так и не смогли. Столичной прописки у семьи еще нет, зато есть работа и ощутимый эффект от реабилитации ребенка в местных клиниках.
«За две недели лечения уже немножко говорить начал: «Папа, мама», — поделился радостью Улагат Куанышпайулы.
Астана — это уже 7% всего населения Казахстана. Первый же генплан столицы знаменитый архитектор Кисё Курокава составлял с расчетом на то, что ее население достигнет 800 тыс только к 2030 году. Поэтому введение ограничения на въезд в столицу необходимо, считает казахстанский архитектор Аманжол Чиканаев. Он хорошо знал Курокаву, работал вместе с ним и подтверждает, что тогда, в 90-х годах прошлого столетия, и подумать не могли, что в Астану приедет так много людей.
«Он говорил, что если он запроектирует широкие улицы, то и государство, которое сейчас не имеет денег, понесет расходы, и улицы будут пустые, что еще хуже», — вспоминает Аманжол Чиканаев.
Сейчас в столице проблемы с водой, автомобильные пробки, а школам не хватает 26 тыс ученических мест. В качестве одного из вариантов решения проблемы власти предлагают запретить переезжать в Астану всем подряд. Как именно, в правительстве пока держат в секрете и только готовят механизм регулирования миграции.
Специалисты же говорят, что в мировой практике есть масса примеров — от мягких стимулов до строгих запретов с обязательной регистрацией. Впрочем, в любом случае у всех этих ограничений есть побочные эффекты.
«Если брать какие-то жесткие меры по регистрации, это приведет к вспышке нелегальной миграции. Регулирование и контроль, скорее, присущи странам с жестким регламентом жизни, как Северная Корея, КНР, возможно, сейчас и Туркменистан. В целом никто не достиг, чтобы люди 100-процентно регистрировались где хотят», — заявила демограф Аяулым Сагынбаева.
Первые подробности того, как чиновники собираются регулировать миграционные потоки, в правительстве пообещали сообщить в сентябре. Президент поручил не только ужесточить контроль за трудовой миграцией в Астану, но и развивать столичную агломерацию, а еще повышать уровень жизни в регионах, чтобы люди не бежали из них за лучшей долей в главный город страны, тогда и проблема решится сама собой, как в случае с Улагатом Куанышпайулы, который не понимает, почему ему могут не позволить жить и лечить своего ребенка в столице.
«Конечно, неправильно. Мы же не за границу переезжаем», — говорит мужчина.
Эксперты заявили, что трудовая миграция влияет на распространение ВИЧ в Казахстане.