6 километров в час по тротуару и не более 25 — по проезжей части. В Казахстане вступил в силу закон об электросамокатах. Что изменится для водителей и пешеходов, соблюдают ли новые правила казахстанцы, выясняли журналисты Первого канала «Евразия», передает ИА «NewTimes.kz».
Столичный житель Виталий Муртазин называет себя активным пользователем электросамокатов. Он приобрел электросамокат четыре года назад. По его мнению, главные нарушители правил — те, кто берет самокат в аренду. Осознанные пользователи мобильного вида транспорта понимают, что на тротуаре водитель самоката — гость. Самое неприятное то, что теперь для передвижения по обочине нужны права, а по тротуару пешком будет быстрее.
«Меня выдавили с обочины, мне нельзя ехать по тротуару, мне оставили велодоржки, которых в городе практически нет. То есть мне нет смысла пользоваться электросамокатом вообще. Я не знаю, что теперь буду делать, потому что мне кажется, что закон в его нынешней редакции работать не будет. Люди как ездили, так и ездят. Просто теперь самокатчики будут более внимательно выискивать сотрудников полиции», — высказался мужчина.
Также он уверен: для езды на самокате не обязательно иметь водительское удостоверение. Астанчанин предлагает заменить это требование на определенный сертификат-разрешение только для самокатчиков. Считает оптимальной скорость на пешеходной дорожке 15 километров в час.
Национальный стандарт для урегулирования движения самокатчиков по улицам в Казахстане приняли в июле 2022 года. Спустя год, в июне нынешнего, новый закон подписал президент Касым-Жомарт Токаев.
Согласно проведенным рейдам, чаще всего за рулем мобильного транспорта — дети, порой по 2-3 человека. Это категорически запрещено, как и перевозка грузов. А еще ездить нужно, держась за руль хотя бы одной рукой.
Тем временем пешеходы недовольны поведением самокатчиков.
«Когда ты идешь в наушниках, слушаешь музыку, и тебя чуть ли не сбивают, потом еще оборачиваются и кричат на тебя: «Это ты дурак, не повернулся!», то неприятно», «Сама не ездила, не знаю, не скажу ничего, но однажды шла с ребенком, и нас чуть не сбили, потому что они несутся с такой скоростью, не знаешь, чего от них ожидать», «Какой-то беспредел, часто люди просто так катаются, ломают их, пугают окружающих. Нужен специальный человек, который будет следить», — однозначно против такого вида транспорта люди.
Пока точной информации об оштрафованных в МВД нет. Видимо, в первые дни вступления в силу нового закона решили ограничиться предупреждениями.
«Нам предупреждение только что дали. — Кто дал предупреждение? — Полицейский. — Что сказал? — Типа мы даем первое и последнее предупреждение, чтобы больше не катались. Мы самокаты выключили».
Что касается передвижения самокатчиков по проезжей части дороги, теперь они должны быть в застегнутом шлеме и иметь при себе любой светоотражающий предмет, можно небольшой элемент на одежде.
«Кикшеринговые компании будут ограничивать скорость движения электросамокатов в определенных пешеходных и парковых зонах. Благодаря встроенному GPS-датчику ограничение скорости сработает автоматически при заезде на такие участки. Кроме того, в конструкции электросамокатов предусмотрен пешеходный режим движения, который позволяет самокатчикам автоматически держать скорость пешеходного потока», — прокомментировала старший инспектор по особым поручениям комитета административной полиции МВД Актоты Боранова.
Теперь по закону за перевозку пассажиров и грузов на самокате казахстанцам грозит штраф в размере 5 МРП — это чуть больше 17 тыс тенге. За нарушение остальных правил — штраф до 10 тыс. Если же самокатчик совершит наезд, его ждет, помимо лишения водительского удостоверения, наказание вплоть до ареста. При этом отнимать права за управление электросамокатом в нетрезвом виде пока не могут, так как он не является механическим транспортным средством и не подлежит регистрации. Однако штраф за появление в общественных местах в состоянии опьянения никто не отменял.
Читайте также: Казахстанец прокатился на электросамокате – и лишился всех денег на карте
Ранее в Казахстане официально вступили в силу новые правила для электросамокатов.