Казахстанцы перешли на тяжелый алкоголь и стали пропивать больше денег

Расходы населения на алкоголь увеличились на 13%. При этом стали пить меньше пива, но больше водки и коньяка, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Energyprom.kz.

Фото: Unsplash

В республике продолжает расти рынок алкоголя. Причем это происходит в основном за счет роста объемов реализации именно крепких спиртных напитков. За первое полугодие в магазинах страны купили в 2,4 раза больше коньяка и на 29,4% больше водки, различных ликеров и вина. Специалисты бюро национальной статистики АСПиР РК наблюдают рост практически по всем позициям, кроме шампанского (минус 3,2%) и пива (минус 6,2%). Если посчитать общий объем всего купленного (и, видимо, выпитого) алкоголя, то получится 425,7 млн литров. К слову, 80% этого алкогольного «озера» составляет пиво: в барах, магазинах и ресторанах было продано 347,8 млн литров этого напитка.

Отмечается, что объемы реализации крепкого алкоголя на территории РК резко подскочили еще в прошлом году. Тогда водки было продано сразу в два раза больше, коньяка — на 73,5%. При этом никаких видимых причин такого значительного скачка потребления, кроме разве что двух миграционных волн россиян, в стране не было.

Судя по данным БНС АСПиР РК о ресурсах и использовании разных видов продукции, Казахстан не закрывает потребности внутреннего рынка по производству спиртных напитков. Например, за первое полугодие текущего года отечественные ликероводочные заводы смогли удовлетворить покупательский спрос только на 87,2%. Из всего выкупленного коньяка каждая вторая бутылка была с лейблом made in Kazakhstan. Казахстанские производители могли бы поставлять в магазины и больше, но они частично ориентируют свой бизнес на экспорт. Почти треть (28,7%) произведенного в стране коньяка отправляется за границу.

Виноделы экспортные направления продаж пока не освоили. Практически весь объем произведенного вина остается в Казахстане и продолжает конкурентную борьбу с импортными поставщиками. 34,4% продаж в натуральном выражении принадлежат зарубежным винодельным компаниям. Крупнейшие экспортеры этого напитка в нашу страну — Грузия и Италия. За изысканный вкус грузинского и итальянского вина Казахстан за полгода заплатил суммарно более 12 млн долларов США.

Пиво казахстанцы в основном пьют свое, местное. 88,3% внутреннего рынка занимают именно отечественные пивовары. Самые крупные производители пива в стране — Шымкентский пивоваренный завод, Efes Kazakhstan из Караганды, алматинские производители Caspian и Carlsberg Kazakhstan, «Арасан» из Костаная, «Алтын Омир» из Лисаковска и другие. Оставшуюся часть потребностей закрывает импорт. В основном он идет из России.

Во втором квартале казахстанцы увеличили свои расходы на алкогольные напитки на 13,1%. По расчетным данным статистиков, траты на водку, вино и пиво на одного жителя страны в апреле-июне этого года составили около 1,5 тыс тенге.

«Сравнивать эту цифру будет уместно только с аналогичным периодом прошлого года. Ведь объемы реализации спиртных напитков в Казахстане зависят от сложившейся культуры употребления: в праздники мы пьем больше. Это подтверждают и цифры: в четвертом квартале, накануне Нового года, люди больше тратят на алкоголь. Летом, судя по данным, расходы снижаются. Это не говорит о том, что в теплое время года казахстанцы пьют меньше. Возможно, в литрах объем выпитого даже возрастает, но это уже не крепкие спиртные напитки, а пиво, которое стоит дешевле», — говорится в сообщении аналитиков.

Больше всего на алкоголь во втором квартале тратили жители Восточно-Казахстанской области. Если общий показатель расходов по республике составлял 1,5 тыс тенге, то в ВКО он был в 2,2 раза больше — 3,4 тыс тенге. На высоком уровне держались также расходы из семейного бюджета у жителей Павлодарской и Северо-Казахстанской областей — 3,1 тыс тенге. Близки к этой сумме были также расходы карагандинцев (2,9 тыс тенге) и алматинцев (2,8 тыс тенге). Среди регионов, жители которых тратят значительно меньше остальных, оказались несколько южных и западных областей. Наименьшие суммы на эту статью расходов были предусмотрены у казахстанцев из Мангистауской области.

Любопытно, что из всего алкоголя быстрее всего в Казахстане дорожает пиво. Такой вывод можно сделать, проследив индексы потребительских цен на каждый из видов спиртных напитков. Например, в августе водка подорожала по сравнению с последним летним месяцем прошлого года на 10,1%, вино — на 13,1%, а пиво — сразу на 23,5%. И такая значительная разница наблюдается практически в каждом месяце.

В начале же текущего года рост цен на пенный напиток побил все рекорды продуктовой инфляции: в январе стоимость пива выросла сразу на 30,9%. При этом общее удорожание алкоголя было зафиксировано в пределах 22,9%, а продовольственная инфляция в целом составила 25,7%.