«Казахские традиции не противоречат модерну» — педагог

Мнением об актуальных вопросах сферы образования с автором ИА «NewTimes.kz» Маратом Муслимовым поделилась педагог-практик, учитель казахского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления в Астане Индира Маинова. В частности, педагог порассуждала о влиянии национальной и религиозной культуры на современное образование в Казахстане.

Традиции нужны, но все решает мера и целесообразность

— Индира, сегодня, становится очевидным, что процесс национально-культурного возрождения казахстанского общества, особенно интенсивное в последние годы, уже напрямую затрагивает сферу образования. Чего больше на практике дает опора на традиции: вреда или пользы?

— Думаю, что при взвешенном подходе, которое исключает прямое давление и доминирование в образовательном процессе какого-либо одного культурного элемента, традиционные ценности, скорее, приносят пользу, нежели вредят эволюции в сфере образования.

Конечно, при слове «традиции» в первую очередь в памяти могут всплыть противоречия и трения, которые появляются там, где государственная политика, которая проводится в сфере образования, сталкивается с открытым или скрытым неприятием со стороны ярых традиционалистов.

— Я сразу подумал о затянувшемся споре по поводу ношения религиозной одежды в школах.

— Да, вопрос ношения хиджаба в общеобразовательных учреждениях стал камнем преткновения, что лишь обнажило неоднозначность общественного мнения, показало расколотость общества по отношению религии и ее догмам. Однако, я уверена, что универсальные методы решения подобных проблем, нужно искать, прежде всего, в самой традиционной культуре казахского народа. К примеру, возьмем спор о тех же хиджабах. Хотя, насколько мне известно, окончательная точка в этом деле еще не поставлена, тем не менее, определенные пояснения власть уже дала. Процитирую слова министра культуры и информации РК Аиды Балаевой.

«Меня, как министра, волнует, что начали сильно спекулировать религиозной темой… Сейчас говорят о запрете хиджабов. Но об этом речи не было. Речь идет непосредственно о запрете никабов, паранджи и религиозной одежды, которая закрывает лицо и тем самым усложняет дифференциацию, идентификацию личности человека».

Из слов министра можно сделать вывод, что некий компромисс по поводу разрешения на ношение религиозной одежды в школах вероятнее всего будет найден. Но самое интересное в том, что при решении этого вопроса использование возможностей, которые дает каждому гражданину Конституция, и традиционных религиозных норм, дает единственно верный ответ.

— По главному закону страны Казахстан – это светское государство. Возможен ли тут симбиоз?

- Безусловно! Надо лишь вспомнить, что исторически казахский народ, не раз переживал политические и культурные процессы, способствовавшие формированию его мультикультурных особенностей. В качестве квинтэссенции его непреходящих культурных ценностей выступает Конституция, где акцент сделан свободах и правах каждого гражданина.

В то же время религиозные традиции, которые тоже следует отнести к составной части культуры Казахстана, всегда характеризовались сплавом различных культов и верований. В свою очередь, это привело к открытости и толерантности в религиозных воззрениях казахстанцев. Ведь ислам, господствующая религия в нашей стране, распространялся среди казахов в довольной мягкой форме и никогда не отличался реакционными проявлениями и не тяготел к строгим внешним и внутренним формам.

Следовательно, наши традиции — это не закостенелая и статичная, а динамическая структура, в которую периодически привносится что-то новое, исчезают изжившие себя понятия и обычаи. Поэтому точку в споре о хиджабах точку можно поставить, только непосредственно руководствуясь вышеперечисленными фактами.

— Но ведь наряду с традициями, которые гармонично дополняют и культурно обогащают нашу жизнь, есть те, соблюдение которых, обычно религиозных, противоречат светским нормам или даже закону. Как быть с ними?

— Именно поэтому традиции необходимо постоянно подвергать всестороннему, рациональному исследованию и критической оценке. В обществе всегда должен быть диалог на эту тему. Крен, возникающий в развитии личности и общества вследствие перекоса внимания на какой-то один аспект в этом сложном ансамбле, именуемом «традицией», чреват для первого ощущением дисгармонии в социуме, а для второго – социальным напряжением.

Я согласна с определением, что «традиция – это не только совокупность присущих народу обрядов, обычаев и ритуалов, а также креативная составляющая инновационной динамики социального развития».

— Давайте, вернемся к вопросу о допустимости или недопустимости ношения религиозной одежды в школах. Как в рамках описанной вами парадигмы можно решить этот спор, который, как и вражда тупоконечников и остроконечников в романе Свифта может привести к неприятным последствиям?

— С ходу придумать формулу очень сложно. Но я подчеркну те необходимые условия, которые могут стать залогом верного решения. Во-первых, необходимо комплексно исследование мнений всех членов общества, то есть, нужны как можно более точные данные. Во-вторых, провести анализ на предмет соответствия традиции ношения хиджаба в общеобразовательных заведениях требованиям ханафитского мазхаба – правовой школы суннитского ислама, которой придерживаются мусульмане Казахстана.

Причем здесь крайне важно учитывать исторический аспект. Хочу отметить, что совершенно не случайно у наших предков наибольшее распространение получил ханафитский мазхаб. Большинство современных мусульман — последователи именно этого правового толка. Именно эта правовая школа признана наиболее «демократичной», если так можно выразиться, в силу отсутствия догм и схоластики, которые могут сильно осложнить жизнь многочисленными предписаниями и требованиями.

В-третьих, кое-какие советы можно найти, изучив научные труды таких казахских просветителей и педагогов, как Ыбырай Алтынсарин. Он положил начало светскому образованию казахского народа, при этом избежал резкого противопоставления религиозной и научной точек зрения в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения.

Конечно, в поисках оптимального варианта решения главным основанием должны быть права и законодательные нормы, прописанные в Конституции нашей страны, в которых, повторюсь, выражен свободный и мудрый дух нашего народа.

— Скажите, Индира, неизбежен ли в сфере образования конфликт между традицией и модернизаторством? Возможно ли их мирное и продуктивное сосуществование?

— Несомненно, как и обществе в целом, в образовании тоже в определенной мере существует трудности взаимодействия или сочетания этих двух направлений. Важно, чтобы они не приобретали антагонистический характер. Их приемлемость или неприемлемость должна решаться в открытом диалоге с участием всего общества. И только тогда, когда этот конфликт между традиционными и новыми ценностями приобретает форму и суть цивилизованного дискуссионного обсуждения, можно надеяться на конструктивное решение.

— Как вы думаете, есть ли в Казахстане все упомянутые вами предпосылки для безболезненного решения вопросов подобных истории с хиджабом?

— Конечно, есть. Думаю, вопрос должен решиться в общем позитивном ключе. А вот насчет сроков сказать точно не представляется возможным, пока не будут досконально исследованы все данные этой задачи.

В заключение хочу добавить, что в настоящее время в Казахстане институт традиций, как и другие социальные институты, испытывает влияние глобализационных культурных трендов. Успешная реинтерпретация национально-культурных традиций, согласно исследованиям современных социологов, может придать новый импульс социально-экономическому развитию страны. То есть, традиции тоже могут развиваться, обладать креативным потенциалом, служить интегрирующей нацию и общество силой.

- Спасибо за беседу!