В столице прошли общественные слушания «Казахстан без насилия», организованные общественным советом при МВД. Что обсуждали эксперты и спикеры за круглым столом, выяснила журналист ИА «NewTimes.kz».
На общественном слушании презентовали национальный доклад «О противодействии семейно-бытовому насилию в Республике Казахстан». Над ним работали с 2021 года, но увидел свет он только через год. Правозащитники уже много лет обращают внимание на эту актуальную проблему для Казахстана. Но последней каплей терпения стало резонансное дело об убийстве Салтанат Нукеновой.
Только за одну неделю петицию против семейно-бытового насилия подписало более 50 тыс человек, а на сегодняшний день насчитывается 149 995 голосов. Сколько еще должно произойти убийств и насилия, чтобы создали отдельный законопроект?
На сегодняшний день права человека в Казахстане практически не защищаются. В открытом доступе нет статистики фактов семейно-бытового, экономического насилия и харассмента. Более того, некоторые случаи вообще не зарегистрированы и не получают возбуждения уголовного дела и огласки.
Муслим Хасенов, PhD по юриспруденции, рассказал, что свыше 90 стран имеют акты и законы по вопросам семейно-бытового насилия. Казахстан — единственная страна, где телесное повреждение не криминализовано. Побои имеют санкцию в виде ареста на 10 суток. Но если это первое обращение, то предусмотрено только предупреждение.
По статье УК РК «Истязание» человек должен снять побои трижды, и только потом будет возбуждено уголовное дело. Но ведь каждый из нас понимает, что третьего раза может и не быть. Это будут уже не побои, а тяжкие телесные повреждения или даже убийство.
На слушании предложили предусмотреть другие виды наказания, помимо тюремного заключения, например, общественные работы. Ведь если всех сажать, то вырастет тюремное население, а бесплатная рабочая сила не помешает государству.
Также было предложено создать программы для жертв насилия и проводить коррекционные работы с агрессорами.
Про проблему кризисных центров рассказала руководитель фонда «Коргау Астана» Анна Рыль. В стране — 46 кризисных центров, куда могут обратиться жертвы насилия, и только 13 из них государственные. Остальные имеют проблемы с финансированием и, соответственно, с функционированием. Нельзя полагаться на помощь бизнесменов, было бы неплохо пересмотреть понятийный аппарат и усилить государственную поддержку таким организациям.
На слушании также выступили заместитель председателя комитета административной полиции МВД Ренат Зулхаиров, депутат VIII созыва мажилиса Каракат Абден, юрист и правозащитница Халида Ажигулова и другие. У каждого из них есть свои пути решения проблемы, но самый главный вопрос — кто и когда будет заниматься их реализацией? Ведь пока ведутся обсуждения, к списку жертв насилия прибавляются новые имена.