Как педагоги повышают профессионализм, развивая компетенции в освоении сложных тем? Что сделать учителям, чтобы заинтересовать учеников в своем предмете? Какие возможности дала программа «Болашақ» для развития педагогической науки? Об этом и многом другом автор ИА «NewTimes.kz» Бота Ерлан поговорила с заведующей кафедрой института профессионального развития Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» по Кызылординской области Ултай Ешимовой.
— Ултай Зикировна, как начинался ваш путь педагога?
— Окончив школу в 1981 году, я поступила на физико-математический факультет Кызылординского педагогического института. После окончания вуза вернулась в родную школу, преподавала физику, математику. В 1989 году начался процесс привлечения молодых специалистов на работу в педагогический институт, в их числе была и я.
Я устроилась преподавателем на кафедру педагогики и психологии. Затем была стажировка в научно-исследовательском институте при Академии педагогических наук, а в 1992 году я поступила в аспирантуру и получала новые интересные знания в науке. Через четыре года успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме, касающейся теории и методики преподавания физики. С момента окончания аспирантуры до 2014 года я работала в Кызылординском государственном университете имени Коркыт ата.
Принимала участие в различных конкурсах для педагогов. В 2012 году я стала победителем конкурса «Лучший преподаватель вуза Республики Казахстан». В 2014 году перешла на новую работу — в Центр повышения квалификации «Өрлеу». Сейчас работа связана с темой моего научного исследования, цель которого — дальнейшее изучение физики, открытие новых граней процесса преподавания этой дисциплины.
Без сомнения, важной ступенью в моей профессии стала стажировка по международной стипендиальной программе «Болашак». Я проходила стажировку в научно-исследовательском институте содержания и методики обучения при Российской академии образования в Москве. Учебное заведение было образовано на базе Академии педагогических наук, существовавшей еще во времена Советского Союза. При ней работает специальная лаборатория, где проводят исследования содержания российских учебников, учебно-методических комплексов. Когда началось изучение вопроса о переходе на 12-летнее образование, вместе с другими учеными я разработала концепцию преподавания естественно-научных дисциплин, а также предмета «Физика» и его программу для средней школы.
После учебы по «Болашаку» я представила свои труды в Академии образования имени Ибрая Алтынсарина. К сожалению, работы отклонили. Возможно, в то время вопрос внедрения 12-летнего образования не стоял так остро, систему апробировали три раза. Однако в итоге к ней мы все еще не перешли.
— Что изменилось в вашем понимании профессии педагога после учебы по программе «Болашак»?
— Программа «Болашак» уникальная. Подобных ей нет во многих развитых государствах, в том числе и в странах СНГ. Сейчас в социальных сетях часто говорят о том, что молодежь, которая учится за рубежом, после получения диплома не возвращается в Казахстан. Конечно, такие случаи есть и проблема действительно актуальна. Но также очень важно, чтобы в нашей стране создавали все условия для выпускников программы, дабы избежать утечку мозгов, включая социальное обеспечение. Прекрасно, когда талантливые кадры остаются в своей стране и реализуют свои идеи на родине.
— Вы помогаете педагогам повысить уровень профессионализма. В чем тонкости и специфика такой работы?
— В настоящее время мы работаем над развитием и повышением профессиональных компетенций педагогов. В Казахстане для учителей проводятся так называемые уровневые курсы и реализуются учебные программы, их цель — обогатить знания и квалификацию педагогов, обновить содержание образования. Учитывая существующий спрос на профессиональный рост, в 2022 году были проведены специальные исследовательские опросы с целью изучить сложные темы, а также предоставить готовую методику для наших слушателей — педагогов. Итогом опросов стала разработка специальных программ. В частности, я разработала программу повышения квалификации в освоении сложных тем в преподавании физики в 10-11 классах. Теперь по этим рекомендациям во всех регионах Казахстана учителя повышают свою квалификацию.
— На ваш взгляд, что необходимо для успешного развития педагогической науки в стране?
— Это актуальная тема: само развитие государства в том числе напрямую зависит от качества образования, которое мы даем подрастающему и молодому поколению. Думаю, что активные реформы должны проводиться и в сфере общего, среднего и высшего образования. Считаю особенно важным уделять внимание вопросам совершенствования оснащения и работы кабинетов физики, предметов естественно-научного направления, также систематического проведения экспериментов в химии и физике.
Думаю, что сегодня науке хватает координации. Например, каждая отрасль должна работать по определенной системе. Педагогическая наука развивалась бы результативно, если бы непрерывное образование — школа, вуз работали по одной системе.
— Как опытный педагог, скажите, в чем особенности работы с современным поколением? Как заинтересовать их учебой и полезными знаниями, учитывая, что вокруг огромный виртуальный мир с неуемным потоком вредной, а иногда и губительной информации?
— Мнение большинства учителей сводится к тому, что сейчас ученики не испытывают большой интерес к тому или иному предмету. Увлечен ли ребенок в получении знаний — вопрос, который зависит от учителя. Мы должны заинтересовать учеников на каждом уроке. Для этого изучение новой темы можно превратить в необычный процесс: поставить перед учениками проблемные вопросы и позволить ребятам решить их самостоятельно. Так удастся максимально вовлечь их в учебный процесс.
К примеру, «Физика» — это практический предмет, его изучение позволяет проводить самостоятельные исследования. Таким образом, можно глубоко понять тему и пробудить в себе интерес к науке.
— Учитывая, что педагогика — очень многогранная и многозадачная профессия, как учителям не разочароваться в ней? Как сделать так, чтобы любимая профессия не превратилась в рутину?
— Лайфхаков много. Например, постоянно совершенствовать методику преподавания предмета. Я объясняю детям тему, попутно задавая им вопросы. Приоритет отдаю, прежде всего, работе с информацией. Чтобы человеку легко дался определенный предмет, необходимо самостоятельно и правильно находить ответы на интересующиеся вопросы. В этом случае ученик, конечно, получит вдохновение, чтобы и дальше изучать предмет. Мы в своей работе всегда готовы помогать молодым специалистам и оказывать им методическую помощь.
Если даже начинающие педагоги имеют хорошие знания, бывает, что у них нет методических навыков в преподавании предмета, или же специалист не может вести коммуникацию с учащимися. Поэтому сейчас в школах развивается процесс наставничества. Думаю, эта работа поможет повысить творческий потенциал молодых специалистов. Сегодня у молодых специалистов есть большие возможности для получения разносторонней информации, и они умеют ее правильно использовать.
— А что вас вдохновляет в профессии?
— Мне очень нравится работать с учителями. Сама нахожусь в постоянном поиске. Очень важно для себя подводить итоги, анализировать, какие результаты я получаю после проведенного занятия, и как предоставленная информация влияет на учителей. В свою очередь, мне также очень важно, чтобы учителя интересно проводили занятия со своими учащимися. Мне нравится работать и с коллективом. Несмотря на непрерывную работу в центре повышения квалификации, я поддерживаю связь со студентами вузов, а также со школьниками.
Помогаю учащимся готовиться и участвовать в научных исследованиях. В этом направлении у нас тоже есть большие результаты. К примеру, мои ученики стали победителями международного конкурса в США. Это большое достижение, что мои ученики настраиваются только на плодотворную работу. В целом профессия педагога — уже часть моей личности. Я не могу представить себя в другой профессии.