Как повышают свою квалификацию учителя? Что сделать, чтобы мир знаний стал для детей увлекательным путешествием с удивительными открытиями? Как новые методы преподавания вдохновляют детей и меняют процесс обучения? Об этом мы поговорили с директором филиала Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» по Северо-Казахстанской области Лейлой Альмагамбетовой, передает ИА «NewTimes.kz».
— Вы педагог по профессии?
— Я окончила Северо-Казахстанский государственный университет имени Манаша Козыбаева по специальности «педагогика и методика начального обучения». Девять лет работала в университете, в 24 года защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания математики в начальных классах. В 2014 году начала работать в североказахстанском филиале «Өрлеу». Здесь прошла профессиональный путь от заведующей кафедрой до директора. В 2022 году выиграла стипендию «Болашақ» и прошла стажировку в Эстонии.
— С какими ожиданиями вы отправились на учебу за границу?
— Однажды на работе в беседе с коллегами размышляла: может, попробовать поступить по программе «Болашақ»? Стала изучать возможности и условия стипендии. Меня поддержал центральный аппарат «Өрлеу». Оказалось, что одно из главных условий получения стипендии — иметь безусловное приглашение партнерской стороны — вуза, где можно пройти стажировку по своей специальности. С приглашением помог центральный аппарат «Орлеу». Я поехала учиться в Нарвский колледж Тартуского университета.
— Как вы готовились к поступлению?
— Все требования к кандидатам указаны на сайте «Болашақ». Они сдают экзамен на знание казахского языка, он должен быть не ниже уровня В1. Также онлайн проходишь тест по читательской и математической грамотности на специальной платформе. Еще один этап конкурса — собеседование. На мой взгляд, он самый важный. Здесь следует рассказать о своей мотивации: с какой целью ты хочешь пройти стажировку, почему выбрал этот вуз, какие полезные знания привезешь в Казахстан.
А как у них?
— Как проходил ваш обычный день во время стажировки?
— Так как мы не студенты, у нас был свой график обучения. Он предполагал получение новых и интересных знаний. Эстонские педагоги проводили для нас консультации. Одна из таких встреч была с Мариной Вечер — специалистом по инклюзивному образованию, а также с Анной Голубевой — руководителем центра полиязычного образования. Она рассказала о разных моделях языкового погружения, способах эффективного изучения языка. У них с первого класса дети полностью вливаются в среду, где общение происходит только на эстонском языке. Кроме консультаций и семинаров, мы посещали школы и детские сады. На одном из уроков в гимназии дети защищали свои проекты. Это очень полезный опыт.
— Какие интересные, с точки зрения педагогики, наработки удалось внедрить после приезда домой?
— Мы привезли из Эстонии методику «говорящих стен». Там ее активно используют для погружения детей в языковую среду. Этот процесс у них начинается с детского сада. Все стены в группе или классе увешаны подсказками. Например, на эстонском языке написаны названия цветов, цифры, виды животных, растений, список глаголов. Материалы для «говорящих стен» меняют в зависимости от темы. Мы привезли эту методику и внедрили ее немного с другой позиции, но тоже в качестве полезного подспорья для обучения. Проект реализовали в четырех детсадах Северо-Казахстанской области, включая Петропавловск. Провели семинары, педагоги области приезжали и смотрели, как можно реализовать необычный проект.
К слову, каждый детсад воплотил идею по-своему. Кто-то сделал это с национальным колоритом, сделав «говорящую» юрту. К примеру, одна стена посвящена названиям фруктов на казахском языке, другая рассказывает о национальных обрядах, третья учит счету по-казахски. А в одном из детсадов проект интегрировали с IT-составляющей, сделав интерактивные фотографии через специальную программу. Прошло немного времени, но идея «говорящих стен» зажила самостоятельно. Сейчас я вижу, что в других детских садах тоже реализуют этот проект.
— Что еще интересного вы открыли для себя во время стажировки?
— Обучение проходило с апреля по июль 2022 года. Специальность называлась «Навыки 21 века в профессиональном обучении учителей». Она соответствовала специфике моей работы. Учились мы на русском языке. К слову, жители страны достаточно хорошо владеют им. Мне было интересно, как у них учителя повышают квалификацию, как организован процесс профессиональной подготовки педагогов. В обучении акцент делался как раз на эти важные темы. Если говорить про культурные впечатления, Эстония очень красивая страна. Жители отзывчивые, улицы чистые, нет бездомных собак и кошек. Эстония считается одним из самых цифровых государств: все процессы переведены в электронный формат. Например, при подписании договора о приеме на работу используют чип в удостоверении личности. Три услуги нельзя сделать в цифровом формате — получить свидетельство о рождении, смерти и заключении брака.
Что касается качества образования, по результатам PISA 2018 года (международная программа по оценке образовательных достижений — прим. автора) Эстония заняла первое место по чтению, математике, естественным наукам среди государств ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
В Эстонии — 12-летнее образование. С первого по 9-е классы — основная ступень, остальные — гимназические. У нас можно поступить в лицей или гимназию с первого класса, а в Эстонии, если ты пошел в 10-й класс, значит, уже учишься в гимназии. Еще там существует автономия школ. Есть единая государственная программа обучения, которая регламентирует, какие навыки должен получить ученик. Также проезд для школьников бесплатный.
Кстати, у них нет аттестации педагогов. От этой практики они отказались в 1990-е годы. Акцент больше делается на непрерывное профессиональное развитие педагогов. В Казахстане аттестация педагогов продолжает действовать, и мы также постепенно переходим к этой идее. Учителя ищут сами курсы, какие-то оплачивает государство.
Мне очень понравился опыт, когда школа выигрывает грант и становится методическим центром для других школ. Учебное заведение разрабатывает программу повышения квалификации, и к ним приезжают учителя. Впечатления о культуре — Во время стажировки мы посещали музеи, а их в стране очень много. Работа музеев связана с учебной программой. Школы отправляют заявку, допустим, о том, чтобы дети посетили выставку про ледниковый период, которую изучают в данное время.
Все три месяца, что мы были в Эстонии, местные коллеги очень тепло отзывались о Казахстане. Они знают нашу страну, старшее поколение сохранило теплые воспоминания о наших предках, которые приняли некоторых жителей Эстонии в военные и послевоенные годы. У многих Казахстан ассоциируется со страной, которая когда-то помогла им пережить тяжелейшие годы. После одной из встреч во время учебы к нам подошли местные жители и сказали: «Мы слышали, что вы из Казахстана, очень рады знакомству». В Эстонии очень дружная казахская диаспора. Прозвучит немного необычно, но именно там я до конца поняла глубину казахского гостеприимства. Конечно, дома мы ходим в гости к родным, друзьям, и там встречают нас тепло и радушно, а за границей нас пригласили люди, с которыми мы только познакомились. Они приготовили бесбармак, проявили добродушие.
Одна из новоиспеченных знакомых, Алтынай Бухарбаева, возглавляющая казахскую диаспору, оставила нас ночевать у себя. Представители казахской диаспоры проводят мероприятия, встречи, праздники. Что касается эстонских коллег, мы до сих пор общаемся с кураторами, приглашаем на мероприятия, конференции, семинары, форумы, то есть продолжаем и развиваем связи. Интеграция способствует взаимообогащению культур, полезному профессиональному диалогу.
— Да, это действительно вдохновляет. Давайте поговорим на такую актуальную сегодня тему, как профессиональное выгорание. На ваш взгляд, как учителям сохранить интерес к своему ремеслу?
— Это сложный вопрос. Считаю, что нужно всегда работать над собой, получать новые знания, черпать полезную для своей профессии информацию. Если чувствуете усталость, попробуйте отвлечься, приняв участие в профессиональном тренинге, открыв новые грани своего ремесла. Это тоже своего рода профилактика выгорания. Можно предложить коллеге провести интегрированный урок и вместе объяснить одну и ту же тему урока, например, с точки зрения химии и физики. Такой эксперимент только добавит творчества в вашу работу и заинтересует детей. Они вдохновятся: надо же, обычно на уроке один учитель, а теперь два!
Обмен знаниями важен, он расширяет горизонты. Можно посмотреть, что используют в своей работе зарубежные коллеги. Пусть не получится использовать методику и подходы к обучению в чистом виде, но взять на вооружение какие-то любопытные детали для мотивации детей к учебе — вполне. И другой момент. В наш век обилия контента и высокого информационного шума следует отставлять в сторону ненужное и концентрироваться на важном, полезном для своей работы, профессионального развития, общего кругозора. А еще необходимо отвлекаться — проводить время с семьей, выезжать куда-то. Понимаю, что после уроков ждет проверка тетрадей и подготовка к занятиям, но уделите немного времени себе. Старайтесь почерпнуть из окружающих вещей положительные эмоции. Не надо закрываться, от этого будет только хуже.
— Еще одна злободневная тема волнует общество. Как заинтересовать детей знаниями, учитывая, что в Сети много отвлекающей информации, того, что затягивает школьников в виртуальный мир, который кажется им увлекательнее? Как сохранить баланс, чтобы дети и успевали за учебной программой, и чтобы нагрузка не сказывалась на их психоэмоциональном состоянии?
— В первую очередь нужно исходить из интересов школьников. Попробуйте создать благоприятную атмосферу в классе. Расскажите детям шутку, разрядите обстановку, вызовите у них улыбку. Можно провести легкий тест, показать познавательное видео, связанное с изучаемой темой. Приводите примеры из своей жизни. Однажды по итогам одной из четвертей в школе у меня была двойка по химии. Так вышло. Казалось бы, это могло решающе сказаться на моей учебе. Сейчас я рассказываю детям эту историю, что она не помешала мне хорошо окончить школу, поступить в вуз, в будущем защитить кандидатскую диссертацию, выиграть стипендию «Болашақ», стать директором филиала «Өрлеу». Я рассказываю об этом детям с точки зрения мотивации, что можно, сделав выводы, идти дальше и стремиться к знаниям.
На уроках не стоит зацикливаться на чем-то, а включать в обучение элементы игры, приводить наглядные примеры. Это поможет воспринимать обучение не как тяжелый труд. Кстати, в Эстонии мы видели, как в коридорах сделали «говорящие» полы — разлиновали их цветным скотчем, изобразив геометрические фигуры. На перемене дети могут отвлечься с пользой: найти прямые, кривые линии, посчитать, сколько изображено углов. Знания не должны просто оставаться теорией, а соединяться с жизнью, прививать полезные для жизни навыки. Не случайно сейчас актуально использование функциональной грамотности, когда можно формулировать задание так, чтобы оно работало на практике. Например, когда дети проходят математику, попутно рассказать им об основах финансовой грамотности.
Для развития нет границ
— Расскажите о работе североказахстанского филиала «Өрлеу». С какой периодичностью педагоги проходят курсы повышения квалификации? — Ежегодно со школ собирается информация о том, каким учителям и по каким предметам нужно пройти квалификацию. В этом году мы обучаем около 4 тысяч педагогов области. Разрабатываем программы с учетом актуальных документов — Концепции развития образования, государственного стандарта, изучая международные исследования, в том числе PISA, МОДО — мониторинг образовательных достижений обучающихся, а также актуальные доклады ЮНИСЕФ в области образования.
Программы двухнедельные, включают в себя 80 часов подготовки. Мы всегда ведем отчет об участии слушателей, посещаем занятия, вносим рекомендации. После каждого курса ты обогащаешься, всякий раз это новый опыт, который пополняет личную копилку. На курсах создается среда взаимообучения. Учителя делятся методами преподавания, обсуждают сложные задачи по предметам, рассказывают, как легко объяснить детям то или иное явление в природе или процесс в физике, химии и т. д. После завершения курсов регистрируем педагогов на специальной платформе и проводим последующее сопровождение. Они звонят кураторам, советуются, вместе проводят работу над ошибками. В общем, процесс идет.
Историческая справка
Институт профессионального развития по Северо-Казахстанской области открылся в послевоенные годы. Его богатая история — одна из глав общей истории становления и развития педагогической науки в стране. Вот некоторые события из истории филиала «Өрлеу».
В 1948 году в Петропавловске открылся Институт усовершенствования учителей.
В 1955-м здесь выпустили первую методическую литературу. В 1985 году в институте провели республиканскую научно-практическую конференцию. На мероприятие приехали учителя из разных уголков региона. Они обсуждали внедрение достижений педагогической науки и опыта в работу школ.
В 1987 году институт занял первое место на республиканских социалистических соревнованиях.
В 1988 году здесь заработал клуб творческой педагогики.
1990 году в институте образовался отдел основ наук казахских школ.
1992 году проведен первый областной конкурс «Педагог года».
В 1993 году при институте открылся общеобразовательный лицей. В 1998 году институт оснастили комплектом компьютерной техники нового поколения, лингафонным кабинетом.
В 1999 году принят устав Северо-Казахстанского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
В 2013 году проведено обучение 382 педагогов по проекту E-learning.
В 2014 году организованы стажировки профессорско-преподавательского состава и сотрудников филиала в Великобритании, Франции, Южной Корее.
В 2019 году в институте началось присвоения статуса «Лучший слушатель» активным педагогам курсовой подготовки.
Каждый год в «Өрлеу» по СКО свою квалификацию повышают тысячи учителей. Недавно здесь завершились курсы повышения квалификации для дефектологов детских садов, педагогов — ассистентов школ, библиотекарей, учителей-предметников. В «Өрлеу» отмечают, что завершение очередных курсов — это не только конец одной главы, но и начало новых возможностей.